Изображение на обложке

СМЫСЛОВЫЕ КОНТЕКСТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУЧАНИЯ: ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ ИЗ ЗАПИСЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ

Галина Павловна Михайлова

Аннотация


Аннотация. Современная стратегия прочтения текста предполагает, что любая его интерпретация начинается с подозрения, что его смысл не очевиден, сознательно или бессознательно «запрятан» автором. В про-
цессе прочтения одной из записей Ахматовой актуализируются взаимодействие музыки и словесного искусства, а также обращение к другим литературным текстам, провоцируемое самой записью. Цель исследования – воссоздание смыслов, образованных музыкально-словесными параллелями и аналогиями. В статье рассмотрено, как в записи Ахматовой функционирует тот акустический материал, который не отличается особой абстрактностью музыкального языка, – колокольный звон. Помимо этого рассмотрены некоторые примеры того, как Ахматова метафорически вербализирует музыкальное содержание в рамках барочной эстетики. Автор приходит к выводу, что Ахматова понимала музыку как речь, как искусство, оперирующее определенными смыслами, а значит, мыслила не в парадигме романтической (символистской) эстетики, а в рамках теории музыкальной риторики.

Ключевые слова: записные книжки, И.С. Бах, колокола, «Макбет», «Реквием» А. Ахматовой, Джон Донн, музыкальное барокко.

DOI 10.23683/2415-8852-2017-4-31-45

 

Цитировать:

Михайлова Г.П. Смысловые контексты музыкального звучания: по следам одной из записей Анны Ахматовой // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 4. С. 31‒45.


Полный текст:

PDF

Литература


Аникин, А.Е. Иннокентий Анненский и его отражения. М.: Языки славянской культуры, 2011.

Ахматова, А.А. Сочинения: В 2 тт. Т. 1 / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. М.: Правда, 1990.

Ахматова, А.А. Проза о поэме. Pro Doma Mea // Петербургские сны Анны Ахматовой / Сост., вступ. статья, реконструкция текста и коммент. С.А. Коваленко. СПб.: Изд-во «Росток», 2004.

Блок, А.А. Собр. соч. В 6 тт. Т. 4. Л.: Худож. литература, 1982.

Виноградов, В.В. О символике Анны Ахматовой // Литературная мысль. Альманах. I. Пг.: Мысль, 1922. С. 91–138.

Волков, С. Диалоги с Иосифом Бродским. М: Эксмо, 2004.

Донн, Дж. По ком звонит колокол. Обращения к Господу в час нужды и бедствий. Схватка Смерти, или Утешение душе, ввиду смертельной жизни и живой смерти нашего тела / Пер. с англ. А.В. Нестерова, О.А. Седаковой. М.: Энигма, 2004.

Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966) / Сост. К.Н. Суворова. Москва – Torino: РГАЛИ, Giulio Einaudi editore, 1996.

Зыков, Л.А. Николай Пунин – адресат и герой лирики Анны Ахматовой [Электронный ресурс] // Звезда. 1995. № 1. С. 77–104. URL: http://akhmatova.by.ru/articles/zykov.htm (дата обращения: 19.11.2017).

Иванов, Вяч. Вс. Беседы с Анной Ахматовой // Воспоминания об Анне Ахматовой / Сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных. М.: Советский писатель, 1991. С. 473–502.

Кац, Б., Тименчик, Р. Анна Ахматова и музыка. Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, 1989. Лиснянская, И. Музыка «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. М.: Худож. литература, 1991.

Михайлова, Г.П. Культура барокко как составляющая художественного мира Анны Ахматовой // Мировая культура XVII–XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного науч. симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Вып. 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 180−184.

Назайкинский, Е.В. Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе. Под ред. Т.Н. Ливановой и В.В. Протопопова. М.: Музыка, 1985. С. 265– 294.

Найман, А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Худож. литература, 1989.

Нива, Ж. Барочная поэма // Ахматовский сборник I / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. Париж: Институт славяноведения, 1989. C. 99–108.

Тименчик, Р.Д., Топоров, В.Н., Цивьян Т.В. Ахматова и Кузмин // Russian Literature. 1978. Т. 6. № 3. С. 213–305.

Тименчик, Р.Д. Храм премудрости Бога: стихотворение «Широко распахнуты ворота…» // Тименчик, Р. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М.; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2017. С. 702–738.

Цивьян, Т.В. Ахматова и музыка // Russian Literature. 1975. № 10/11. С. 173–212.

Шекспир, У. 1960. Макбет / Пер. Ю. Корнеева // Шекспир У. Полн. собр. соч. В 8 тт. / Ред. А. Смирнов, В. Аникст. М.: Искусство. Т. 7. С. 3–100.

Шекспир, У. Макбет. Пер. Б. Пастернака // Шекспир, У. Трагедии. М.: Правда, 1983. С. 538–631.

Donne, J. (n.d.). Meditation XVII. Retrieved from: http://www.online-literature.com/donne/409/ (date of access: 19.11.2017)

Gieseler, W (1975). Komposition im 20. Jahrhundert. Celle: Moeck Verlag.

Shakespeare, W. (1988) Macbeth. In St. Wells,

G. Taylor, J. Jowett & W. Montgomery (Eds.), W. Shakespeare. The Complete Works. Compact edition. Oxford: Oxford University Press, 975– 999.

References

Akhmatova, A. (2004). Proza o poeme. Pro Doma Mea [Prose about the poem. Pro Doma Mea]. In S.A. Kovalenko (Ed.), Peterburgskie sny Anny Akhmatovoi [St.Petersburg dreams of Anna Akhmatova]. St.Petersburg: Rostok.

Anikin, A. (2011). Innokentii Annenskii i ego otrazheniia [Innokenty Annensky and his reflections]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury.

Blok, A. (1982). Sobranie sochinenii v shesti tomakh [Collected works in 6 vol.] (Vol. 4). Leningrad: Khudozhestvennaia literatura.

Donne, J. (2004). Po kom zvonit kolokol. Obrashcheniia k Gospodu v chas nuzhdy I bedstvii. Skhvatka Smerti, ili Uteshenie dushe, vvidu smertel’noi zhizni I zhivoi smerti nashego tela. [For whom the bell tolls? Devotions upon emergent occasions, and severall steps in my sickness. Deaths duel, or, a consolation to the soul, against the dying life, and living death of the body] (A.V. Nesterov, & O.A. Sedakova, Trans., A.V. Nesterov, Ed.). Moscow: Enigma.

Donne, J. (n.d.). Meditation XVII. Retrieved from: http://www.online-literature.com/donne/409/ (date of access: 19.11.2017)

Gieseler, W. (1975). Komposition im 20. Jahrhundert. Celle: Moeck Verlag.

Ivanov, V. (1991). Besedy s Annoi Akhmatovoi [Conversations with Anna Akhmatova]. In V. Vilenkin, & V. Chernykh (Ed.), Vospominaniia ob Anne Akhmatovoi [Memories of Anna Akhmatova]. Moscow: Sovetskii pisatel’, 473– 502.

Kats, B.; Timenchik, R. (1989). Anna Akhmatova i muzyka. Issledovatel’skie ocherki [Anna Akhmatova and music. Research essays]. Leningrad: Sovetskii kompozitor.

Kralin, M. (Ed.). (1990). A. Akhmatova. Sochineniia v dvukh tomakh [A. Akhmatova. Works in 2 vol.] (Vol. 1). Moscow: Pravda.

Lisnianskaia, I. (1991). Muzyka “Poemy bez geroia” Anny Akhmatovoi. [Music of “Poem without a hero” by Anna Akhmatova]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Mikhailova, G. (2002). Kul’tura barokko kak sostavliaiushchaia khudozhestvennogo mira Anny Akhmatovoi [The culture of Baroque as a component part of Anna Akhmatova’s poetry]. In: Mirovaia kul’tura XVII–XVIII vekov kak metatekst: diskursy, zhanry, stili. Materialy Mezhdunarodnogo nauchogo simpoziuma “Vos’mye Lafontenovskie chteniia” [World culture of the 17th – 18th centuries as metatext: discourses, genres and styles: Proceedings of the International Scientific Symposium “Eighth Lafontaine Readings”] (Vol. 26). Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 180–184. Naiman, A. (1989). Rasskazy ob Anne Akhmatovoi [Stories about Anna Akhmatova]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Nazaikinskii, E. (1985). Printsip edinovremennogo kontrasta [The principle of simultaneous contrast]. In T.N. Livanova & V.V. Protopopov (Eds.), Russkaia kniga o Bakhe [The Russian book about Bach]. Moscow: Muzyka, 265–294.

Nivat, G. (1989). Barochnaia poema [Baroque poem]. In S. Dedyulin & G. Superfin (Eds.), Akhmatovskiy sbornik. [Collection of Akhmatova] (Vol. I). Paris: Institut d‘Etudes Slaves, 99–108.

Shakespeare, W. (1960). Macbeth. In A. Smirnov & V. Anikst (Eds.), W. Shakespeare. Polnoe sobranie sochinenii v 8 tomakh [Collected works in 8 vol.] (Vol. 7) (Iu. Korneev, Trans.). Moscow: Iskusstvo, 5–100.

Shakespeare, W. (1983). Macbeth. In W. Shakespeare, Tragedii [The Tragedies] (B. Pasternak, Trans.). Moscow: Pravda, 538– 631.

Shakespeare, W. (1988) Macbeth. In St. Wells, G. Taylor, J. Jowett & W. Montgomery (Eds.), W. Shakespeare. The complete Works. Compact edition. Oxford: Oxford University Press, 975– 999.

Souvorova, K. (1996). Zapisnye knizhki Anny Akhmatovoi (1958–1966). [Anna Akhmatova’s notebooks (1958–1966)]. Moscow – Torino: Giulio Einaudi.

Timenchik, R., Toporov, V., & Tsiv’ian, T. (1978). Akhmatova i Kuz’min [Akhmatova and Kuzmin]. Russian Literature, 6(3), 213–305.

Timenchik, R. (2017). Khram premudrosti Boga: stikhotvorenie “Shiroko raspakhnuty vorota…” [Temple For God knowledge: poem “The gates are opened wide…”]. In R. Timenchik, Podzemnye klassiki: Innokentii Annenskii. Nikolai Gumilev [Underground classics: Innokentii Annenskii, Nikolay Gumilyov]. Moscow; Ierusalem: Mosty kul’tury / Gesharim, 702–738.

Tsiv’ian, T. (1975). Akhmatova i muzyka [Akhmatova and music]. Russian Literature, 10/11, 173–212.

Vinogradov, V. (1922). O simvolike Anny Akhmatovoi [About Anna Ahmatova’s symbolics]. In Literaturnaia Mysl’. Almanac. I. Petrograd: Mysl’, 91–138.

Volkov, S. (2004). Dialogi s Iosifom Brodskim [Dialogues with Joseph Brodsky]. Moscow: Eksmo.

Zykov, L. (1995). Nikolai Punin – adresat i geroi liriki Anny Akhmatovoi [Nikolay Punin as an addressee and hero of Anna Akhmatova’s lyrics]. Zvezda, 1, 77–104. Retrieved from: http://akhmatova.by.ru/articles/zykov.htm (date of access: 19.11.2017).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Галина Павловна Михайлова


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.