Изображение на обложке

МЕТОДОЛОГИЯ ЗВУКОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: PRO ET CONTRA

Анатолий Владимирович Рясов

Аннотация


Аннотация. Обзор важнейших работ в области исследований звука представлен на материале книг
Р.М. Шейфера (“The Soundscape”), Д. Айда (“Listening and Voice: Phenomenologies of Sound”), М. Шиона (“Le son”), Д. Тупа (“Haunted Weather: Music, Silence, and Memory”), К. О’Каллагана (“Sounds. A Philosophical Theory”), С. Фегелин (“Listening to Noise and Silence: Towards a Philosophy of Sound Art”), Ж.-Л. Нанси (“A l’écoute”). Основное внимание сосредоточено на глобальных тенденциях в гуманитарных исследованиях звука и их методологических особенностях, а также на взаимодействии научного и философского дискурсов. Автор приходит к выводу, что в большинстве исследований заимствуется инструментарий точных наук, в то время как важнейшие вопросы о звуке могут быть сформулированы только на языке философии, поскольку именно философия является областью мысли, способной взаимодействовать с докоммуникативным, составляющим значимый аспект в природе звука.

Ключевые слова: вслушивание, звук, звукозапись, исследования звука, семиотика, феноменология.

DOI 10.23683/2415-8852-2017-4-144-154

 

Цитировать:

Рясов А.В. Методология звуковых исследований: pro et contra // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 4. С. 144‒154.


Полный текст:

PDF

Литература


Адорно, Т. Введение в социологию музыки / Пер. с нем. А. Михайлова. // Адорно Т. Избранное. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2014.

Туп, Д. Искусство звука, или навязчивая погода / Пер. с англ. А. Скобина и А. Тяжлова. М.: АСТ, Адптек, 2010.

Фегелин, С. Шум: Слушая чужое высказывание, очерчивающее неподвижный горизонт вокруг моих ног / Пер. с англ. Т. Пирусской // Новое литературное обозрение. 2017. № 148. С. 46–56.

Хайдеггер, М. Цолликоновские семинары / Пер. с нем. И. Глуховой. Вильнюс: Европейский гуманитарный университет, 2012.

Шейфер, Р.М. Индустриальная революция / Пер. с англ. А. Косых // Неприкосновенный запас. 2015. № 102. С. 202–223.

Юнгер, Э. Рискующее сердце / Пер. с нем. В. Микушевича. СПб.: Владимир Даль, 2010.

Attali, J. (2009). Noise: the political economy of music (B. Massumi, Trans.). Minneapolis / London: University of Minnesota Press.

Chion, M. (2016). Sound: an acoulogical treatise (J.A. Steintrager, Trans.). Durham, London: Duke University Press.

Ihde, D. (2007). Listening and voice: phenomenologies of sound. New York: State University of New York.

Nancy, J.-L. (2007). Listening (Ch. Mandell, Trans.). New York: Fordham University Press.

O’Callaghan, C. (2007). Sounds. A philosophical theory. Oxford: Oxford University Press.

Schafer, R.M. (1994). The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester, Vermont: Destiny Books.

Voegelin, S. (2014). Listening to noise and silence: towards a philosophy of sound art. New York, London: Bloomsbury.

References

Adorno, T. (2014). Vvedeniye v sotsiologiyu muzyki [Introduction to the sociology of music] (A. Mikhailova, Trans.). In T. Adorno, Izbrannoye [Selected works]. Мoscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Universitetskaya kniga.

Attali, J. (2009). Noise: the political economy of music (B. Massumi, Trans.). Minneapolis / London: University of Minnesota Press.

Chion, M. (2016). Sound: an acoulogical Treatise (J.A. Steintrager, Trans.). Durham, London: Duke University Press.

Heidegger, M. (2012). Tsollikonovskiye seminary [Zollikon seminars] (I. Glukhova, Trans.). Vilnius: European Humanities University.

Ihde, D. (2007). Listening and voice: phenomenologies of sound. New York: State University of New York.

Jünger E. (2010). Riskuyushcheye serdtse [The adventurous heart] (V. Mikushevich, Trans.). St. Petersburg: Vladimir Dal’.

Nancy, J.-L. (2007). Listening (Ch. Mandell, Trans.). New York: Fordham University Press.

O’Callaghan, C. (2007). Sounds. A philosophical theory. Oxford: Oxford University Press.

Schafer, R.M. (1994). The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester, Vermont: Destiny Books.

Schafer, R.M. (2015). Industrial’naya revolyutsiya [Industrial revolution] (A. Kosykh, Trans.). Neprikosnovennyy zapas, 102, 202–223.

Toop, D. (2010). Iskusstvo zvuka, ili navyazchivaya pogoda [Haunted weather: music, silence, and memory] (A. Skobin, A. Tyazhlov, Trans.). Moscow: AST, Adptek.

Voegelin, S. (2014). Listening to noise and silence: towards a philosophy of sound art. New York, London: Bloomsbury.

Voegelin, S. (2017). Shum: slushaya chuzhoye vyskazyvaniye, ocherchivayushcheye nepodvizhnyy gorizont vokrug moikh nog [Noise: listening to an alien utterance that draws a static horizon around my feet.] (T. Pirusskaya, Trans.). Novoye literaturnoye obozreniye, 148, 46–56.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Анатолий Владимирович Рясов


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.