ЕЩЕ РАЗ О ЧЕХОВЕ И ТУРГЕНЕВЕ (ОБРАЗ УСАДЬБЫ В «ДВОРЯНСКОМ ГНЕЗДЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА И «ВИШНЕВОМ САДЕ» А.П. ЧЕХОВА)

Виктория Викторовна Кондратьева

Аннотация


Аннотация. В статье рассматривается дворянская усадьба как один из феноменов русской культуры, воплощенных в русской литературе. В центре романа Тургенева и пьесы Чехова – усадьба, вынесенная в заглавие текста и несущая основной замысел произведения. Обращаясь к этому образу, Тургенев и Чехов обыгрывают сходные ситуации (возвращение в родной дом с чужбины, появление чужака в границах усадьбы) и сходные мотивы (например, мотив утраты и разрушения родового гнезда, мотив преодоления смерти). В анализируемых произведениях дворянская усадьба метонимически воплощает образ России и связанные с ней социокультурные и исторические процессы. Произведения Тургенева и Чехова являются важнейшей составляющей «усадебного текста» в русской литературе.

Ключевые слова: Чехов, Тургенев, усадьба, дом, сад, пространство, литературные связи.

DOI 10.23683/2415-8852-2018-1-110-122


Полный текст:

PDF

Литература


Бунин, И.А. Окаянные дни. Воспоминания / Сост. , подг. текста, предисл. и коммент. А.К. Бабореко. Статьи. М.: Советский писатель, 1990.

Карасев, Л.В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 72–92.

Клинг, О. Вишневый сад как райский. Божественная комедия Антона Павловича Чехова [Электронный ресурс] / 2004. 15 июля. URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2004-07-15/3_ garden.html?id_user=Y (дата обращения: 15.01.2018).

Литературное наследство. Т. 68: Чехов. / АН СССР. Отд-ние лит. и яз.; Сбор материалов и первонач. ред. обработка их при участии Н.А. Роскиной; Ред. работа по отд. разделам тома при участии К.П. Богаевской, Л.Р. Ланского и Н.Д. Эфрос. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982.

Медриш, Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980.

Могильный, О.Т., Тамарли, Г.И. Потерянный рай: «Вишневый сад» А.П. Чехова. // А.П. Чехов и его межнациональное значение: сб. науч. тр., посв. 140-лет. со дня рождения А.П. Чехова. Тбилиси: Изд-во «Офис Пресс», 2000. С. 63–65.

Попова, О.А. Образ дворянской усадьбы в русской прозе конца XIX – начала XX веков. Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. Пермь: ПГУ, 2007.

Разумова, Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск: Томский государственный университет, 2001.

Сахаров, Вс. Высота взгляда (Тургенев и Чехов) [Электронный ресурс] / 2000. URL: http://ostrovok.de/old/prose/saharov/ essay010.htm#c14#c14 (дата обращения: 15.01.2018).

Трессидер, Дж. Словарь символов. // Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Тропкина, Н.Е. Образ сада в русской поэзии конца XX – начала XXI века: фольклорные традиции [Электронный ресурс] // Литература в школе. 2016. № 8. С. 16–18. URL: http://www.den-za-dnem. ru/page.php?article=1474 (дата обращения: 15.01.2018).

Тургенев, И.С. Дворянское гнездо. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 6. М.: Художественная литература, 1981.

Чехов, А.П. Вишневый сад: Комедия в 4-х действиях // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1982. Т. 13. Пьесы. 1895–1904. М.: Наука, 1978. – С. 195–254.

Чехов, А.П. Письмо Чеховой М.П., 13 ноября 1898 г. Ялта // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1974–1983. Т. 7. Письма, июнь 1897 – декабрь 1898. М.: Наука, 1979. – С. 326–328.

Щукин, В.Г. Вертоград заключенный. Из истории русской усадебной культуры XVII– XIX веков // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 53–70.

References

Bogayevskaya K.P., Efros, N.D., Lanskoy, L.R., & Roskina, N.A. (1960). Literaturnoye nasledstvo [Literary heritage]. Vol. 68: Chekhov. Мoscow: АN USSR.

Bunin, I.A. (1990). Okayannyye dni. Vospominaniya. Stat’i [Cursed days. Memories. Articles] (A.K. Boborecko, Ed.). Moscow: Sovetskiy pisatel’.

Chekhov, A.P. (1978). Vishnevyy sad: komediya v 4-kh deystviyakh [The cherry orchard: comedy in 4 acts]. In Polnoye sobraniye sochineniy i pisem: v 30 t. Sochineniya: v 18 t. T. 13. P’yesy. 1895–1904 [Anthology of Chekhov’s works and letters: in 30 vols. Works: in 18 vols. Vol. 13. Plays. 1895–1904]. Moscow: Nauka, 195–254.

Chekhov, A.P. (1979). Pis’mo Chekhovoy M.P., 13 noyabrya 1898 g. Yalta [Letter to Chekhova M.R., 13 November 1898, Yalta]. In Polnoye sobraniye sochineniy i pisem: V 30 t. Pis’ma: 12 t. T.7. Pis’ma, iun’ 1987 – dekabr’ 1898 [Anthology of Chekhov’s works and letters in 30 vol. Letters in 12 vol. Vol. 7. Letters. June 1897 – December 1898]. Moscow: Nauka, 326–328.

Karasev, L.V. (1998). P’yesy Chekhova [Chekhov’s plays]. Voprosy filosofii, 9, 72–92.

Kling, O. (2004). Vishnevyy sad kak rayskiy. Bozhestvennaya komediya Antona Pavlovicha Chekhova [The cherry orchard as heaven. Heaven comedy of Anton Pavlovich Chekhov]. Retrieved from: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2004-07-15/3_garden.html?id_user=Y (date of access: 15.01.2018).

Likhachev, D.S. (1982) Poeziya sadov. K semantike sadovo-parkovykh stiley [Poetics of the garden. About semantics of garden-park styles]. Leningrad: Nauka.

Medrish, D.N. (1980). Literatura i fol’klornaya traditsiya [Literature and folk tradition]. Saratov: Saratov State Universitiy Publ.

Mogilnyi, O.T., & Tamarli, G.I. (2000). Poteryannyy ray: “Vishnevyy sad” A.P. Chekhova [Lost Heaven: “The cherry orchard” of A.P. Chekhov]. In A.P. Chekhov i ego mezhnatsional’noye znacheniye [Chekhov and his international role]: сollection of works. Tbilisi, 63–65.

Popova, O.A. (2007). Obraz dvoryanskoy usad’by v russkoy proze kontsa XIX – nachala XX vekov [The image of nobiliary manor house in Russian prose of the end of XIX – beginning of XX centuries] (Candidate dissertation, Perm State University, Perm).

Razumova, N.E. (2001). Tvorchestvo A.P. Chekhova v aspekte prostranstva [A.P. Chekhov’s creative works in the spatial aspect]. Tomsk: Tomsk State University.

Sakharov, Vs. (2000). Vysota vzglyada (Turgenev I Chekhov) [Height of the view (Turgenev and Chekhov)]. Retrieved from: http:// ostrovok.de/old/prose/saharov/essay010.htm#c14#c14 (date of access: 15.01.2018).

Shchukin, V.G. (2000). Vertograd zaklyuchennyy. Iz istorii russkoy usadebnoy kul’tury XVII–XIX vekov [Vertograd imprisoned. From the history of manor house culture of XVII-XIX centuries]. Voprosy filosofii, 4, 53–70.

Tressider, J. (1999). Slovar’ simvolov [Dictionary of symbols] (S. Pal’ko, Trans.). Moscow: FAIR-PRESS.

Tropkina, N.E. (2016). Obraz sada v russkoy poezii kontsa XX – nachala XXI veka: fol’klornyye traditsii [Image of garden in Russian poetry of the late XX – early XXI century: folk traditions]. Literatura v shkole [Literature at school], 8, 16–18. Retrieved from: http:// www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1474 (date of access: : 15.01.2018).

Turgenev, I.S. (1981). Dvoryanskoye gnezdo. Sobraniye sochineniy v 12 tomakh [Home of the gentry. Collection of works in 12 volumes] (Vol. 6). Moscow: Khudozhestvennaya literatura.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Виктория Викторовна Кондратьева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.