Изображение на обложке

МОДЕРНИСТСКИЙ КАЗУС «ХУДОЖНИКА БЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ Т. БЕРНХАРДА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕПИСКИ С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ “SUHRKAMP”)

Вера Владимировна Котелевская

Аннотация


В статье впервые в российской германистике исследуется переписка австрийского писателя
Томаса Бернхарда (1931–1989) с директором издательства “Suhrkamp” З. Унзельдом. Одной из ключевых проблем его творчества является казус «художника без произведения» (“Künstler ohne Werk”, А. Понцен). Страх чистого листа (Papierangst, Papierhass), творческое отчаяние и бессилие, неспособность материализовать на бумаге «головной» проект формируют его магистральный сюжет. В статье рассматривается связь модернистской критики языка и поиска новых форм самосознания и бытийствования литературы с биографическими обстоятельствами, определившими значимость данного казуса для Бернхарда. Выявляются стадии становления художественного замысла писателя от молчания к тексту, коллизии авторского самосознания и связь экзистенциального смысла творчества с модернистской поэтологической утопией «абсолютного» языка и текста. Особое внимание уделяется сопоставлению сюжета и проблематики романа «Бетон» (1982) с творческой историей романа «Изничтожение: Распад» (“Auslöschung. Ein Zerfall”, 1986).

Ключевые слова: Томас Бернхард, Зигфрид Унзельд, литература австрийского  модернизма, абсолютный текст, «художник без произведения».

DOI 10.23683/2415-8852-2018-4-42-53


Полный текст:

PDF

Литература


Музиль, Р. Человек без свойств: Роман / Пер. с нем. С. Апта. М., 2007.

Bernhard, Th. (1988). Amras. Frankfurt a. M.:

Suhrkamp Taschenbuch.

Bernhard, Th. (1989). Drei Tage. In Th. Bernhard, Der Italiener. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Taschenbuch.

Bernhard Th. (2003). Werke. Bd. 14. Erzählungen. Kurzprosa. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Bernhard Th. (2006). Werke. Bd. 5. Beton.

Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Bernhard, Th. (2015). Werke. Bd. 9. Auslöschung. Ein Zerfall. Frankfurt a. M.: Suhrkamp. 2. Aufl.

Janner, M. (2003). Der Tod im Text: Thomas Bernhards Grabschriften. Dargestellt anhand von frühen Erzählversuchen aus dem Nachlaβ, der Lyrik und der späten Prosa. Frankfurt a. M.: Peter Lang.

Konzett, M. (Ed.). (2002). Companion to the works of Thomas Bernhard. Rochester: Camden House.

Kopiez, R., Barthelmes, B., & Gembris, H. (Hg.). (1998). Musikwissenschaft zwischen Kunst, Ästhetik und Experiment. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Pontzen, A. (2000). Künstler ohne Werk: Modelle negativer Produktionsästhetik in der Künstlerliteratur von Wackenroder bis Heiner Müller. Berlin: Erich Schmidt.

Thüring, H., Gisi, L.M., & Witz, I.M. (Hg.). (2011). Schreiben und Streichen. Zu einem Moment produktiver Negativität. Göttingen: Wallstein.

Thüring, H., Jäger-Trees, C., & Schläfli, M. (Hg.). (2008). Anfangen zu schreiben. Ein kardinales Moment von Textgenese und Schreibprozeß im literarischen Archiv des 20. Jahrhunderts. Paderborn: Fink.

Schneider, L. (2016). Die page blanche in der Literatur und bildender Kunst der Moderne. Paderborn: Fink.

Voica, A. (2008). Selbstmordverschiebung. Zu Thomas Bernhards Schreibverhalten im Prosawerk (Doctoral Dissertation, Freie Universität, Berlin).

References

Bernhard, Th. (1988). Amras. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Taschenbuch.

Bernhard, Th. (1989). Drei Tage. In Th. Bernhard, Der Italiener. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Taschenbuch.

Bernhard Th. (2003). Werke. Bd. 14. Erzählungen. Kurzprosa. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Bernhard Th. (2006). Werke. Bd. 5. Beton. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Bernhard, Th. (2015). Werke. Bd. 9. Auslöschung. Ein Zerfall. Frankfurt a. M.: Suhrkamp. 2. Aufl.

Janner, M. (2003). Der Tod im Text: Thomas Bernhards Grabschriften. Dargestellt anhand von frühen Erzählversuchen aus dem Nachlaβ, der Lyrik und der späten Prosa. Frankfurt a. M.: Peter Lang.

Konzett, M. (Ed.). (2002). Companion to the works of Thomas Bernhard. Rochester: Camden House.

Kopiez, R., Barthelmes, B., & Gembris, H. (Hg.). (1998). Musikwissenschaft zwischen

Kunst, Ästhetik und Experiment. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Musil, R. (2007). Der Mann ohne Eigenschaften (S. Apt, Trans.). Мoscow: (n/p).

Pontzen, A. (2000). Künstler ohne Werk: Modelle negativer Produktionsästhetik in der Künstlerliteratur von Wackenroder bis Heiner Müller. Berlin: Erich Schmidt.

Thüring, H., Gisi, L.M., & Witz, I.M. (Hg.). (2011). Schreiben und Streichen. Zu einem Moment produktiver Negativität. Göttingen: Wallstein.

Thüring, H., Jäger-Trees, C., & Schläfli, M. (Hg.). (2008). Anfangen zu schreiben. Ein kardinales Moment von Textgenese und Schreibprozeß im literarischen Archiv des 20. Jahrhunderts. Paderborn: Fink.

Schneider, L. (2016). Die page blanche in der Literatur und bildender Kunst der Moderne. Paderborn: Fink.

Voica, A. (2008). Selbstmordverschiebung. Zu Thomas Bernhards Schreibverhalten im Prosawerk (Doctoral Dissertation, Freie Universität, Berlin).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Вера Владимировна Котелевская


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.