ПОИСКИ ИДЕАЛЬНОГО ЯЗЫКА В РОМАНЕ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ «ЛЮЦИНДА»

Екатерина Алексеевна Шиханова, Александр Васильевич Белобратов

Аннотация


В статье рассматривается речевая организация романа Карла Вильгельма Фридриха Шлегеля
«Люцинда» (1799), созданного в пору разработки теории «универсальной поэзии» и ставшего живым ее воплощением. Одна из ключевых проблем текста связана именно с мышлением и самопознанием говорящего субъекта, а таким образом и с ролью языка, диалогической речи в этих процессах. В этом отношении оказываются важными взаимодействие говорящего с «безымянным», определение и называние явлений, что является необходимым этапом познания, а также собственно наррация, сюжетное развертывание речевого полотна. В ходе этого «испытываются» выразительные и познавательные способности языка, выявляется его несовершенство и осуществляются попытки преодолеть его. «Люцинда» предстает, таким образом, как произведение, типичное для раннего романтизма, с его поисками истинного языка, выраженной саморефлексией и «сократической» диалогичностью романной формы.

Ключевые слова: универсальная поэзия, метароман, самоотстранение, диалог, этимология, потенцирование, безымянное, музыкальность, прогрессивная буква.

DOI 10.18522/2415-8852-2019-4-100-111


Полный текст:

PDF

Литература


Берковский, Н.Я. Эстетические позиции немецкого романтизма // Литературная теория немецкого романтизма. Документы. Л.: Институт литературы, 1934.

Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.

Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма. Документы. Под ред., со вступ. cтатьей и комментариями Н.Я. Берковского. Пер. Т.И. Сильман и И.Я. Колубовского. Л.: Институт литературы, 1934. С. 121–148.

Платон. Федон // Платон: Соч. В 4 тт. Т. 2. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Издательство Олега Абышко, 2007. С. 11–96.

Шлегель, Ф. Люцинда // Избранная проза немецких романтиков. В 2 тт. Т. 1. / Пер. с нем., сост. и предисл. А. Дмитриева. М.: Художественная литература, 1979.

Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 тт. Т. 1. / Вступ. статья, пер. с нем. Ю.Н. Попова. М.: Искусство, 1983.

Brauers, C. (1996). Perspektiven des Unendlichen: Frierdrich Schlegels ästhetische Vermittlungstheorie: Die freie Religion der Kunst und ihre Unformung in eine Traditionsgeschichte der Kirche. Berlin: Erich Schmidt.

Grunnet, S.E. (1994). Die Bewußtseinstheorie Friedrich Schlegels. Padeborn; München; Wien; Zürich: Schöningh.

Krämer, H. (1988). Fichte, Schlegel und der Infinitismus in der Platondeutung. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 62, 583–621.

Nygaard, L. C. (1980). Time in Friedrich Schlegel’s “Lucinde”. Colloquia Germanica, 13(4), 334–349.

Schlegel, F. (1980). Lucinde. In F. Schlegel, Werke in zwei Bänden. Bd. 1. Hrsg. von den Nationalen Forschungs- und Gedenkstätten der klassischen deutschen Literatur in Weimar. Weimar: Aufbau-Verlag Berlin und Weimar.

References

Berkovskiy, N. (1934). Esteticheskie pozitsii nemetskogo romantizma [Aestetic positions of German Romantics]. In N. Berkovskiy (Ed.), Literaturnaya teoriya nemetskogo romantizma. Dokumenty [Literary theory of German Romantics. Documents] (T.Sil’man & I.Kolubovskiy, Trans.). Leningrad: Institut literatury.

Brauers, C. (1996). Perspektiven des Unendlichen: Frierdrich Schlegels ästhetische Vermittlungstheorie: Die freie Religion der Kunst und ihre Unformung in eine Traditionsgeschichte der Kirche. Berlin: Erich Schmidt.

Grunnet, S.E. (1994). Die Bewußtseinstheorie Friedrich Schlegels. Padeborn; München; Wien; Zürich: Schöningh.

Krämer, H. (1988). Fichte, Schlegel und der Infinitismus in der Platondeutung. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 62, 583–621.

Novalis. (1934). Fragmenty [Fragments]. In N. Berkovskiy (Ed.), Literaturnaya teoriya nemetskogo romantizma. Dokumenty [Literary theory of German Romantics. Documents.] (T.Sil’man & I.Kolubovskiy, Trans.). Leningrad: Institut literatury, 121–148.

Nygaard, L. C. (1980). Time in Friedrich Schlegel’s “Lucinde”. Colloquia Germanica, 13(4), 334 - 349.

Platon. (2007). Fedon. In Platon, Sochineniya v chetyrekh tomakh, [Writings in 4 Vol.] (Vol. 2) (A. Losev & V. Asmus, Eds.). St. Petersburg: Izdatel’stvo SanktPeterburgskogo universiteta, 11–96.

Schlegel, F. (1983). Estetika. Filosofiya. Kritika. V dvukh tomakh. [Aesthetics. Phylosophy. Critique. In 2 vols.] (Vol.1) (Yu. Popov, Trans.). Moscow: Iskusstvo.

Schlegel, F. (1979). Lucinde. In A. Dmitriev (Ed., Trans.), Izbrannaya proza nemetskikh romantikov. V dvukh tomakh [Selected prose of German Romantics. In 2 vols.] (Vol.1). Moscow: Khudozhestvennaya literatura.

Schlegel, F. (1980). Lucinde. In Schlegel, F. Werke in zwei Bänden. Bd. 1. Hrsg. von den Nationalen Forschungs- und Gedenkstätten der klassischen deutschen Literatur in Weimar. Weimar: Aufbau-Verlag Berlin und Weimar.

Vainshtein, O. (1994). Yazyk romanticheskoy mysli. O filosofskom stile Novalisa i Fridrikha Shlegelya [The language of romantic thought. On philosophy style of Novalis and Friedrich Schlegel]. Moscow: Rossiyskiy gosudarstvenny gumanitarny universitet.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Е. А. Шиханова, А. В. Белобратов


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.