Изображение на обложке

СОПРОТИВЛЯЯСЬ ПОСТДРАМЕ: ЭПИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ ТОМА СТОППАРДА

Елена Георгиевна Доценко

Аннотация


Творчество британского драматурга Тома Стоппарда, бесспорно являясь одним из самых ярких и признанных на международном уровне феноменов современного театра, продолжает вызывать споры по поводу ведущего направления эксперимента автора. В статье драматургия Стоппарда рассматривается как постмодернистская, причем использование и даже развитие постмодернистских приемов отмечается не только в связи с ранними пьесами 1960–1970-х гг., но и на современном этапе творчества. В текущем столетии драматург создал уже три полномасштабные, с глубоким обращением к историческому контексту, эпические по размаху драмы: «Берег утопии», «Рок-н-ролл» и «Леопольдштадт». Автор статьи рассматривает две последние пьесы как самодостаточные произведения, объединенные присутствием в них автобиографических мотивов. «Рок-н-ролл» – пьеса, в которой Стоппард показывает события в Чехословакии с 1968 до 1990 гг. и подводит итог своим многолетним наблюдениям и сопоставлению «свободы» на Западе и в странах социалистического блока. «Леопольдштадт» стала первым обращением драматурга к теме Холокоста. В статье анализируются средства создания и презентации культурно-исторического фона в каждой из пьес.

Ключевые слова: британская драма, Том Стоппард, постмодернизм, «Рок-н-ролл», «Леопольдштадт», Холокост.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-60-81


Полный текст:

PDF

Литература


Гавел, В. Ванековские пьесы. Три одноактных пьесы / пер. с чешского Т. Николаевой. М.: 1990.

Дубах, Т.М. Schnitzlers Prosa in der Kultur der Wiener Moderne // Филологический класс. 2018. № 4 (54). С. 143–147.

Пресс-конференция проекта Tom Stoppard: Rock’n’roll. 13.09.2011 // Российский академический Молодежный театр [Электронный источник]. URL: https://ramt.ru/ press/press-articles/article-491/ (дата обращения: 15.01.2020).

Стоппард, Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы / пер. с англ. И. Бродского // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы: пьесы; СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. С. 5–118.

Стоппард, Т. Рок-н-ролл / пер. с англ. А. Островского и С. Островского. М.: Астрель: CORPUS, 2011.

Шевченко, Е. Постдраматический театр // Экспериментальный словарь новейшей драматургии / Под ред. С. Лавлинского. Siedlce: Instytut Regionalnej i Badań Literackich im. Franciska Karpińskiego, 2019. С. 261–267.

Шекспир, У. Гамлет, принц Датский / пер. с англ. М. Лозинского // Шекспир, У. Полн. собр. соч. В 8 тт. Т. 6. М. Искусство, 1960. С. 3–157.

Auslander, Ph. (2004). Postmodernism and performance. In S. Connor (Ed.), The Cambridge companion to postmodernism. Cambridge: Cambridge University Press, 82–96.

Brown, M. (2019, June 26). Jewish district inspires Tom Stoppard in ‘personal’ new play. The Guardian. Retrieved from: https://www. theguardian.com/stage/2019/jun/26/jewishdistrict-inspires-tom-stoppard-personal-newplay-leopoldstadt (date of access: 12.01.2020).

Bull, J. (2004). The establishment of mainstream theatre, 1946–1979. In B. Kershaw (Ed.), The Cambridge history of British theatre (Vol. 3: Since 1895). London and New York: Cambridge University Press, 326–348.

Demastes, W. (2012). The Cambridge introduction to Tom Stoppard. New York: Cambridge University Press.

Jernigan, D. K. (2012). Tom Stoppard: bucking the postmodern. Jefferson, North Carolina, and London: McFarland&Company, Inc. Publishers.

Kellaway, K. (2020, March 7). Patrick Marber: ‘I’ll be in the therapy for the rest of my life – if I can afford it’. The Guardian. Retrieved from: https:// www.theguardian.com/stage/2020/mar/07/ patrick-marber-the-red-lion-leopoldstadt (date of access: 10.01.2020).

Leopoldstadt. In conversation with Tom Stoppard & Patrick Marber. (n.d.). Retrieved from: https:// www.youtube.com/watch?v=IQRDqbTrXRQ (date of access: 12.01.2020).

Leopoldstadt Play. Official website. (n.d.). Retrieved from: https://leopoldstadtplay.com/ (date of access: 19.01.2020).

Rabey, D.I. (2003). English drama since 1940. London: Pearson Education.

Stoppard, T. (1999). Dalliance. Liebelei by Arthur Schnitzler in an English version by Tom Stoppard. In T. Stoppard, Plays Four. London: Faber and Faber, 1–71.

Stoppard, T. (2020). Leopoldstadt. London: Faber and Faber.

Vanden Heuvel, M. (2001). “Is postmodernism?” Stoppard among/against postmoderns. In K. K. Kelly (Ed.), The Cambridge companion to Tom Stoppard. New York: Cambridge University Press, 213–229.

References

Auslander, Ph. (2004). Postmodernism and performance. In S. Connor (Ed.), The Cambridge companion to postmodernism. Cambridge: Cambridge University Press, 82–96.

Brown, M. (2019, June 26). Jewish district inspires Tom Stoppard in ‘personal’ new play. The Guardian. Retrieved from: https://www. theguardian.com/stage/2019/jun/26/jewishdistrict-inspires-tom-stoppard-personal-newplay-leopoldstadt (date of access: 12.01.2020).

Bull, J. (2004). The establishment of mainstream theatre, 1946–1979. In B. Kershaw (Ed.), The Cambridge history of British theatre (Vol. 3: Since 1895). London and New York: Cambridge University Press, 326–348.

Demastes, W. (2012). The Cambridge introduction to Tom Stoppard. New York: Cambridge University Press.

Dubakh, T. M. (2018). Schnitzlers Prosa in der Kultur der Wiener Moderne [Schnitzler’s prose in the culture of the Vienna modern]. Filologicheskiy klass, 4(54), 143–147.

Havel, V. (1990). Vanekovskiye p’yesy. Tri odnoaktnykh p’yesy [Vaneck plays. Three identical plays] (T. Nikolayeva, Trans.). Moscow.

Jernigan, D. K. (2012). Tom Stoppard: bucking the postmodern. Jefferson, North Carolina, and London: McFarland&Company, Inc. Publishers.

Kellaway, K. (2020, March 7). Patrick Marber: ‘I’ll be in the therapy for the rest of my life – if I can afford it’. The Guardian. Retrieved from: https://www.theguardian.com/ stage/2020/mar/07/patrick-marber-the-redlion-leopoldstadt (date of access: 10.01.2020).

Leopoldstadt. In conversation with Tom Stoppard & Patrick Marber. (n.d.). Retrieved from: https:// www.youtube.com/watch?v=IQRDqbTrXRQ (date of access: 12.01.2020).

Leopoldstadt Play. Official website. (n.d.). Retrieved from: https://leopoldstadtplay.com/ (date of access: 19.01.2020).

Press-konferentsiya proyekta Tom Stoppard: Rock’n’roll [Press conference of the project. Tom Stoppard: Rock’n’Roll] (2011, Sept.13). Rossiyskiy akademicheskiy molodezhnyy teatr [Rossiyskiy akademicheskiy molodezhnyy teatr]. Retrieved from: https://ramt.ru/press/press-articles/ article-491/ (date of access: 15.01.2020).

Rabey, D.I. (2003). English drama since 1940. London: Pearson Education.

Stoppard, T. (1999). Dalliance. Liebelei by Arthur Schnitzler in an English version by Tom Stoppard. In T. Stoppard, Plays Four. London: Faber and Faber, 1–71.

Stoppard, T. (2020). Leopoldstadt. London: Faber and Faber.

Stoppard, T. (2007). Rozenkrants i Gil’denstern mertvy [Rosencrantz and Guildenstern are dead]. In T. Stoppard, Rozenkrants i Gil’denstern mertvy: p’yesy [Rosencrantz and Guildenstern are dead. Plays] (J. Brodskiy, Trans.). St. Petersburg: Publisher House Azbuka-klassika, 5–118.

Stoppard, T. (2011). Rock’n’Roll (A. Ostrovskii, & S. Ostrovskii, Trans.). Moscow: Astrel’: CORPUS.

Shakespeare, W. (1960). Gamlet, prints Datskiy [Hamlet]. In W. Shakespeare, Polnoye sobraniye sochineniy v 8 tomakh [Collected works in 8 Vols.] (Vol. 6) (M. Lozinskiy, Trans). Moscow, Iskusstvo, 3–157.

Shevchenko, E. (2019). Postdramaticheskiy teatr [Postdramatic theatre]. In S. Lavlinskiy (Ed.), Eksperimental’nyy slovar’ noveyshey dramaturgii [Experimental dictionary of new dramatic art]. Siedlce: Instytut Regionalnej i Badań Literackich im. Franciska Karpińskiego, 261–267.

Vanden Heuvel, M. (2001). “Is postmodernism?” Stoppard among/against postmoderns. In K. K. Kelly (Ed.), The Cambridge companion to Tom Stoppard. New York: Cambridge University Press, 213–229.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Е. Г. Доценко


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.