ОТ ГОРДОНА КРЭГА К МАРКУ МОРРИСУ И САШЕ ВАЛЬЦ: СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОПЕРЫ / БАЛЕТА «ДИДОНА И ЭНЕЙ»
Аннотация
В статье рассматривается влияние идей английского режиссера-новатора Эдварда Гордона Крэга на танцевальный театр конца ХХ – начала ХХI в. На примере одной из ранних постановок Крэга, оперы английского композитора XVII в. Генри Пёрселла «Дидона и Эней», осуществленной в 1900 г. в Лондоне, выявляются ключевые приемы реформирования театрального языка, которые спустя несколько десятилетий оказались востребованными среди режиссеров-хореографов, таких как, в частности, американец Марк Моррис и немка Саша Вальц. Две танц-оперы «Дидона и Эней» – Морриса, поставленная в Бельгии (1989), и Вальц, осуществленная в Берлине (2005), – несмотря на кардинально различные подходы к материалу, безусловно, используют открытия Крэга, зачастую вольно или невольно вступая в диалог с экспериментальной постановкой столетней давности. И минимализм Морриса, и барочное изобилие Вальц так или иначе произрастают из работы английского режиссера: несмотря на то, что хореографы не обращаются к ней напрямую, идеи Крэга прочно вошли в практику театра ХХ в., а музыка Пёрселла практически переживает новое рождение.
Сравнительный анализ позволяет выявить, как мечты английского режиссера о создании театра, основанного на таких компонентах, как действие, линия, цвет и ритм, и мощно воздействующего на душу зрителя, подобно театру древности, успешно реализовались в творчестве хореографов-постмодернистов. Особое внимание уделяется как сценографии постановок, так и формированию зрительного образа и атмосферы спектакля.
Ключевые слова: Генри Пёрселл, «Дидона и Эней», Эдвард Гордон Крэг, Марк Моррис, Саша Вальц.
DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-100-117
Полный текст:
PDFЛитература
Бачелис, Т.И. Шекспир и Крэг / отв. ред. Б.И. Зингерман. М.: Наука, 1983.
Гердт, О. Мокрое тело. Опера Саши Вальц «Дидона и Эней» в лесу на гитлеровской Вальдбюне // Стенгазета. 07.11.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://stengazeta. net/?p=10008228&print=1 (дата обращения: 23.09.2018).
Дягилев. P.S. Международный фестиваль искусств. Санкт-Петербург, 19–29 ноября 2014. Буклет фестиваля [Электронный ресурс]. URL: https://www.diaghilev-ps.ru/ programs/2014/ (дата обращения: 23.09.2018).
Крэг, Э.Г. Воспоминания, статьи, письма / сост. и ред. А.Г. Образцова и Ю.Г. Фридштейн, пер. с В. В. Воронина. М.: Искусство, 1988. Крэг, Э.Г. Указатель к летописи дней моих / пер. и коммент. К. Н. Атаровой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2013.
Максимов, В.И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре ХХ века: учеб. пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2014.
Маркова, Е.В. Современная зарубежная пантомима. М.: Искусство, 1985.
Образцова, А.Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX и ХХ веков. М.: Наука, 1984.
Суриц, Е.Я. Балет и танец в Америке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004.
Acocella, J.R. (2004). Mark Morris. Middletown, CT: Wesleyan University Press.
Bausch, P., Purcell, H., & Tanztheater Wuppertal. (2010). Café Müller. A piece. T. Paris: L’ARCHE.
Bolesch, S. (2016, August 24). Dido and Aeneas. Next stop Rome. Sasha Waltz official Website. Retrieved from: http://www. sashawaltz.de/en/dido-aeneas-next-stop-rome/ (date of access: 23.09.2018).
Daly, A. (2002). Critical gestures. Writing on dance and culture. Middletown, CT: Wesleayn University Press.
Felciano, R. (2011, September 20). From an epic, a classic. The return of Mark Morris’ remarkable Dido and Aeneas. The Guardian, 45(51). Retrieved from: http://www.sfbg. com/2011/09/20/epic-classic (date of access: 23.09.2018).
Fish, K. (2007, March 16). Sasha Waltz & guests in Dido & Aeneas at Sadler’s Wells. London Dance. Retrieved from: http:// londondance.com/articles/reviews/dido-andaeneas-at-sadlers-wells-674/ (date of access: 13.10.2018).
Halliwell, M. (2014, January 20). Sydney festival review: Dido and Aeneas. Retrieved from: http://theconversation.com/sydneyfestival-review-dido-and-aeneas-22152 (date of access: 13.10.18).
Jones, D. (2014, January 19). Sasha Waltz ‘pulverises’ Dido & Aeneas. The Australian. Retrieved from: https://www.theaustralian. com.au/arts/stage/sasha-waltz-pulverises-didoaeneas/news-story/6c9c843df68ec86e05ffcb44b 9fc49cc (date of access: 13.10.2018).
Jordan, S. (2011). Mark Morris Marks Purcell: “Dido and Aeneas” as danced opera. Dance Research: The Journal of the Society for Dance Research,29(2), 167–213.
Khadarina, O. (2008). Mark Morris Dance Group ‘Dido and Aeneas’. Ballet Magazine. Retrieved from: http://www.ballet.co.uk/ magazines/yr_08/apr08/ok_rev_mark_morris_ dance_group_0208.htm (date of access: 23.09.2018).
Kisselgoff, A. (1989, June 09). Purcell’s ‘Dido and Aeneas’ as Mark Morris sees it. The New York Times. Retrieved from: http://www.nytimes. com/1989/06/09/arts/review-dance-purcell-sdido-and-aeneas-as-mark-morris-sees-it.html (date of access: 23.09.2018).
Macaulay, A. (2012, August 23). The dual powers of woman, in muted force or frenzied abandon. ‘Dido and Aeneas,’ from Mark Morris, at mostly Mozart. The New York Times. Retrieved from: http://www.nytimes.com/2012/08/24/ arts/dance/dido-and-aeneas-from-markmorris-at-mostly-mozart.html (date of access: 23.09.2018).
Mark Morris Dance Group official website. (2018). Retrieved from: http:// markmorrisdancegroup.org/the-dance-group/ works/Opera/dido-and-aeneas (date of access: 25.11.2018).
McGregor, W. Dido & Aeneas official website. (n.d.). Retrieved from: http://waynemcgregor. com/productions/dido-and-aeneas (date of access: 13.10.2018).
Royal Opera House official website. (n.d.). Retrieved from: http://www.roh.org.uk/ search?q=dido+and+aeneas (date of access: 13.10.2018).
Steegmuller, F. (1976). “Your Isadora”: the love story of Isadora Duncan & Gordon Craig. New York: Vintage Books.
Vöhler, M. (2006). Operninszenierung als Choreographie: Dido & Aeneas von Sasha Waltz. Sonderforschungsbereich 626 (Hrsg.): Grenzgänge der Kunst(wissenschaften): Sasha Waltz’Choreographie Dido & Aeneas. Berlin: Freie Universität Berlin. Retrieved from: http://www.geschkult.fu-berlin.de/e/sfb626/ veroeffentlichungen/online/grenzgaenge/ aufsaetze/voehler.pdf (date of access: 13.10.2018).
Hagedorn, V. von. (2005). Neobarocke Wasserspiele. Die Starchoreografin Sasha Waltz springt kopfüber in Purcells Oper “Dido and Aeneas». Die Zeit, 6. Retrieved from: https:// www.zeit.de/2005/06/Sasha_Waltz (date of access: 13.10.2018).
Ulrich, A. (2011, September 20). Philharmonia Baroque Orchestra, Mark Morris. San-Francisco Chronicle. Retrieved from: http://www.sfgate.com/entertainment/article/ Review-Philharmonia-Baroque-OrchestraMark-2309000.php#ixzz2BwIokFTZ (date of access: 23.09.2018).
Фильмография
Dido and Aeneas / реж. Б.У. Свит; The Mark Morris Dance Group. – Канада, 1995.
Dido and Aeneas: Choreographic opera / реж. С. Вальц; Arthaus Musik. – Германия, 2005.
References
Acocella, J.R. (2004). Mark Morris. Middletown, CT: Wesleyan University Press.
Bachelis, T.I. (1983) Shekspir i Kreg [Shakespeare and Craig] (B.I. Zingerman, Ed.). Moscow: Nauka.
Bausch, P., Purcell, H., & Tanztheater Wuppertal. (2010). Café Müller. A piece. T. Paris: L’ARCHE.
Bolesch, S. (2016, August 24). Dido and Aeneas. Next stop Rome. Sasha Waltz official Website. Retrieved from: http://www.sashawaltz. de/en/dido-aeneas-next-stop-rome/ (date of access: 23.09.2018).
Craig, E.G. (1988). Memoirs, articles, letters (A.G. Obraztsova & Yu. G. Fridstein, Eds., V.V. Voronin, Trans). Moscow: Iskusstvo.
Craig, E.G. (2013). Index to the story of my days (K.N. Atarova, Trans). Moscow: Artist, Rezhisser, Teatr.
Gerdt, O. (2011). Mokroe telo. Opera Sashi Waltz “Didona i Enei” v lesu na gitlerovskoi Waldbyune [Wet body. Opera by Sasha Waltz “Dido and Aeneas” in the forest on Hitler’s Weltbühne]. Stengazeta. Retrieved from: https:// stengazeta.net/?p=10008228&print=1 07.11.2011 (date of access: 23.09.2018).
Daly, A. (2002). Critical gestures. Writing on dance and culture. Middletown, CT: Wesleayn University Press.
Diagilev. P.S. Mezhdunarodnyi festival iskusstv [Diagilev. P.S. International festival of arts]. (2014). Retrieved from: https://www.diaghilev-ps.ru/programs/2014/ (date of access: 23.09.2018).
Felciano, R. (2011, September 20). From an epic, a classic. The return of Mark Morris’ remarkable Dido and Aeneas. The Guardian, 45(51). Retrieved from: http://www.sfbg.com/2011/09/20/epicclassic (date of access: 23.09.2018).
Fish, K. (2007, March 16). Sasha Waltz & guests in Dido & Aeneas at Sadler’s Wells. London Dance. Retrieved from: http://londondance.com/articles/ reviews/dido-and-aeneas-at-sadlers-wells-674/ (date of access: 13.10.2018).
Halliwell, M. (2014, January 20). Sydney festival review: Dido and Aeneas. Retrieved from: http:// theconversation.com/sydney-festival-reviewdido-and-aeneas-22152 (date of access: 13.10.18).
Hagedorn, V. von. (2005). Neobarocke Wasserspiele. Die Starchoreografin Sasha Waltz springt kopfüber in Purcells Oper “Dido and Aeneas». Die Zeit, 6. Retrieved from: https:// www.zeit.de/2005/06/Sasha_Waltz (date of access: 13.10.2018).
Jones, D. (2014, January 19). Sasha Waltz ‘pulverises’ Dido & Aeneas. The Australian. Retrieved from: https://www.theaustralian. com.au/arts/stage/sasha-waltz-pulverises-didoaeneas/news-story/6c9c843df68ec86e05ffcb44b 9fc49cc (date of access: 13.10.2018).
Jordan, S. (2011). Mark Morris Marks Purcell: “Dido and Aeneas” as danced opera. Dance Research: The Journal of the Society for Dance Research,29(2), 167–213.
Khadarina, O. (2008). Mark Morris Dance Group ‘Dido and Aeneas’. Ballet Magazine. Retrieved from: http://www.ballet.co.uk/ magazines/yr_08/apr08/ok_rev_mark_morris_ dance_group_0208.htm (date of access: 23.09.2018).
Kisselgoff, A. (1989, June 09). Purcell’s ‘Dido and Aeneas’ as Mark Morris sees it. The New York Times. Retrieved from: http://www.nytimes. com/1989/06/09/arts/review-dance-purcell-sdido-and-aeneas-as-mark-morris-sees-it.html (date of access: 23.09.2018).
Macaulay, A. (2012, August 23). The dual powers of woman, in muted force or frenzied abandon. ‘Dido and Aeneas,’ from Mark Morris, at mostly Mozart. The New York Times. Retrieved from: http://www.nytimes.com/2012/08/24/ arts/dance/dido-and-aeneas-from-markmorris-at-mostly-mozart.html (date of access: 23.09.2018).
Maksimov, V.I. (2014). Modernistskie kontseptsii teatra ot simvolizma do futurizma. Tragicheskie formy v teatre 20 veka: uchebnoe posobie [Modernist concepts of the theater from Symbolism to Futurism. Tragic forms in the theater of the 20th century: course book]. Sankt Petersburg: SPBGATI.
Mark Morris Dance Group official website. (2018). Retrieved from: http:// markmorrisdancegroup.org/the-dance-group/ works/Opera/dido-and-aeneas (date of access: 25.11.2018).
Markova, E.V. (1985). Sovremennaya zarubezhnaya pantomima [Contemporary foreign pantomime]. Moscow: Nauka.
McGregor, W. Dido & Aeneas official website. (n.d.). Retrieved from: http://waynemcgregor. com/productions/dido-and-aeneas (date of access: 13.10.2018).
Obraztsova, A.G. (1984). Sintez iskusstv i angliiskaya stsena na rubezhe 19 i 20 vekov [Synthesis of arts and the English stage at the turn of the 19 and 20 centuries]. Moscow: Nauka.
Royal Opera House official website. (n.d.). Retrieved from: http://www.roh.org.uk/ search?q=dido+and+aeneas (date of access: 13.10.2018).
Steegmuller, F. (1976). “Your Isadora”: the love story of Isadora Duncan & Gordon Craig. New York: Vintage Books.
Suritz, E.Ya. (2004). Balet i tanets v Amerike [Ballet and dance in America]. Ekaterinburg: Izdatelstvo Ural’skogo universiteta.
Vöhler, M. (2006). Operninszenierung als Choreographie: Dido & Aeneas von Sasha Waltz. Sonderforschungsbereich 626 (Hrsg.): Grenzgänge der Kunst(wissenschaften): Sasha Waltz’Choreographie Dido & Aeneas. Berlin: Freie Universität Berlin. Retrieved from: http://www.geschkult.fu-berlin.de/e/sfb626/ veroeffentlichungen/online/grenzgaenge/ aufsaetze/voehler.pdf (date of access: 13.10.2018).
Ulrich, A. (2011, September 20). Philharmonia Baroque Orchestra, Mark Morris. San-Francisco Chronicle. Retrieved from: http://www.sfgate.com/entertainment/article/ Review-Philharmonia-Baroque-OrchestraMark-2309000.php#ixzz2BwIokFTZ (date of access: 23.09.2018).
Filmography
Sweete, B.W. (Director). (1995). Dido and Aeneas. Canada: The Mark Morris Dance Group.
Waltz, S. (Director). (2005). Dido and Aeneas: choreographic opera. Germany: Arthaus Musik.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2020 Е. В. Юшкова
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.