ПЕТЕР СОНДИ О КРИЗИСЕ ДРАМЫ

Александр Олегович Филиппов-Чехов

Аннотация


Книга Петера Сонди (Peter Szondi, 1929–1971), германского теоретика литературы венгерского происхождения, «Теория современной драмы: 1880–1950» (1956) на русский язык не переводилась. Между
тем без данного исследования невозможно представить европейский дискурс о драматургии, театральной практике и ее концепциях во второй половине ХХ в. Анализируя изменения в поэтике драмы, которые осуществлялись вначале Ибсеном, Чеховым, Стриндбергом, Гауптманом, а затем экспериментаторами, такими как Пиранделло, Пискатор или Брехт, Сонди прослеживал, как происходит «распад формообразующего принципа драмы». Для Сонди эти процессы связаны с глубинными переменами в стилевом мышлении, поэтому он усматривал тесную связь между ослаблением драматургического элемента в драме и «аперспективизмом» Сезанна или атональной музыкой Шёнберга. Представленный фрагмент – часть из переведенной книги Сонди, которая должна выйти в 2020 г. в издательстве V–A–C Press, специализирующемся на литературе по искусству, философии культуры и современным художественным и политическим практикам.

Ключевые слова: Петер Сонди, Антон Чехов, Стриндберг, Метерлинк, Гауптман, теория современной драмы, история театра, перевод.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-128-141


Полный текст:

PDF

Литература


Адорно Теодор В. Утрата самоочевидности искусства // Адорно Теодор В. Эстетическая теория / пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. С. 5–7.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 тт. М.: Искусство, 1971. Т. 3.

Лукач, Д. Теория романа // Новое литературное обозрение. 1994. № 9. С. 19–78.

Чехов, А.П. Собр. соч. В 12 тт. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. Т. 9.

Kassner, R. (1930). Das physiognomische Weltbild [The physiognomic worldview]. München: Delphin Verlag.

Lukacs, G. (1961). Zur Soziologie des modernen Dramas [On the sociology of modern drama]. In P. Ludz (Ed.), Schriften zur Literatursoziologie [Writings on literary sociology]. Luchterhand: Neuwied, 261–295.

Steiger, E. (1946). Grundbegriffe der Poetik [Basic concepts of poetics]. Zürich: Atlantis.

Szondi, P. (1964). Friedrich Schlegel und die romantische Ironie. Mit einer Beilage über Ludwig Tick [Friedrich Schlegel and the romantic irony. With an insert about Ludwig Tick]. In P. Szondi, Satz und Gegensatz [Sentence and antithesis]. Frankfurt a. M.: Insel, 5–24.

Szondi, P. (1956). Theorie des modernen Dramas: 1880–1950 [Theory of the modern drama: 1880–1950]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

References

Adorno, Theodor W. (2001). Die Verlust der Selbstevidenz der Kunst [The loss of self-evidence of art]. In Theodor W. Adorno, Ästhetische Theorie [Aesthetic theory] (A.V. Dranov, Trans.). Moscow: Respublika, 5–7.

Chekhov, A.P. (1963). Collected works in 12 Vols. (Vol. 9). Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo hudozhestvennoj literatury. Hegel, G.W.F. (1971). Ästhetik [Aesthetics] (Vol. 3). Moscow: Iskusstvo.

Kassner, R. (1930). Das physiognomische Weltbild [The physiognomic worldview]. München: Delphin Verlag.

Lukacs, G. (1994). Theorie des Romans [Theory of novel]. Novoe literaturnoe obozrenie, 9, 19–78.

Lukacs, G. (1961). Zur Soziologie des modernen Dramas [On the sociology of the modern drama]. In P. Ludz (Ed.), Schriften zur Literatursoziologie [Writings on literary sociology]. Luchterhand: Neuwied, 261–295.

Steiger, E. (1946). Grundbegriffe der Poetik [Basic concepts of poetics]. Zürich: Atlantis.

Szondi, P. (1964). Friedrich Schlegel und die romantische Ironie. Mit einer Beilage über Ludwig Tick [Friedrich Schlegel and the romantic irony. With an insert about Ludwig Tick]. In P. Szondi, Satz und Gegensatz [Sentence and antithesis]. Frankfurt a. M.: Insel, 5–24.

Szondi, P. (1956). Theorie des modernen Dramas: 1880–1950 [Theory of modern drama: 1880–1950]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 А. О. Филиппов-Чехов


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.