Изображение на обложке

ЧАСТИЧНЫЕ ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНА «БЕРЛИН АЛЕКСАНДЕРПЛАЦ» В ТВОРЧЕСТВЕ РАЙНЕРА ВЕРНЕРА ФАСБИНДЕРА

Александра Владимировна Елисеева

Аннотация


Фильм «Берлин Александерплац» (“Berlin Alexanderplatz”, 1980) Райнера Вернера Фасбиндера – одна из самых известных литературных экранизаций в мировом кинематографе, не раз привлекавшая к себе внимание исследователей. Значительно меньше изучено влияние одноименного романа (1929) Дёблина на другие произведения режиссера. В статье рассмотрен феномен заимствования различных элементов структуры романа «Берлин Александерплац» в трех ранних фильмах Фасбиндера. Речь идет о таких кинотекстах, как «Любовь холоднее смерти» (“Liebe ist kälter als der Tod”, 1969), «Боги чумы» (“Götter der Pest”, 1969) и «Рио дас Мортес» (“Rio das Mortes”, 1971). Основное положение статьи состоит в том, что в этих фильмах Фасбиндер использовал сюжетные линии, систему персонажей и топосы из романа Дёблина. В статье показано, что предметом заимствования для режиссера в первую очередь становились элементы структуры, тесно связанные с категориями гендера и квира. Во всех упомянутых фильмах, как и в романе Дёблина, представлена модель триангулированных союзов, существенной сюжетной линией является обмен женщинами, а мизогинные протагонисты осуществляют насилие по отношению к женским персонажам, которые выполняют роль «копулы» (в терминологии Элизабет Боа), т. е. скрепляющего звена между мужчинами. В данных фильмах, как и в тексте Дёблина, большую роль играет также феномен «мужского союза» в форме криминальной организации. Цитаты, заимствования из текста Дёблина, создают в ранних фильмах Фасбиндера особый тип интермедиальных отношений, который отличается от экранизации в узком значении этого понятия. В статье использован термин «частичная экранизация», предложенный А. Хаагом, исследователем творчества Фасбиндера, обозначающий, с одной стороны, интенсивную рецепцию смыслов и нарративных элементов литературного текста в фильме, а с другой стороны, их значительную модификацию и помещение в иной контекст.

Ключевые слова: Райнер Вернер Фасбиндер, литературная экранизация, Альфред Дёблин, гендерные исследования, интермедиальность.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-3-58-79


Полный текст:

PDF

Литература


Рубин, Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола / пер. с англ. Т. Барчуновой, Н. Яргомской // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / ред. Е. Здравомыслова, А. Темкина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 89–137.

Bae, S.-Jo. (2005). Rainer Werner Fassbinder und seine filmästhetische Stilisierung. Remscheid: Gardez.

Boa, E. (1996). Kafka. Gender, сlass, and Race in the Letters and Fictions. Oxford: Clarendon Press.

Chatman, S. (1978). Story and discourse. Narrative structure in fiction and film. Ithaca, London et al.: Cornell University Press.

Chatman, S. (1980). What novels can do that fi lms can’t (and vice versa). Critical Inquiry, 7(1), 121–140.

Döblin, A. (2008). Berlin Alexanderplatz. 47. Aufl . München: Deutscher Taschenbuch Verlag.

Fassbinder, R. W. (1984). Die Städte des Menschen und seine Seele. Einige ungeordnete Gedanken zu Alfred Döblins Roman “Berlin Alexanderplatz”. In M. Töteberg (Ed.), Rainer Werner Fassbinder. Filme befreien den Kopf. Frankfurt a. M.: Fischer-Taschenbuch-Verlag, 81–90.

Haag, A. (1989). “Er hat immer diese Sehnsucht nach Liebe gehabt, und deswegen war er böse”. Franz Biberkopf und Reinhold: Die Kontrahenten der Seelenkämpfe R.W. Fassbinders. Text + Kritik, 103 (Rainer Werner Fassbinder), 35–50.

Haag, A. (1992). “Deine Sehnsucht kann keiner stillen”. Rainer Werner Fassbinders „Berlin Alexanderplatz”. Selbstbildreflexion und IchAuflösung. München: Trickster.

Kosofsky Sedgwick, E. (1985). Between men. English literature and male homosocial desire. New York: Columbia University Press.

Pleimling, D. (2010). Film als Lektüre. Rainer Werner Fassbinders Adaption von Alfred Döblins Berlin Alexanderplatz. München: Peter Lang.

Rajewsky, I. O. (2002). Intermedialität. Tübingen, Basel: A. Francke.

Rentschler, E. (1985). Terms of Dismemberment: The Body in /and /of Fassbinder’s Berlin Alexanderplatz. New German Critique, 34, 194–208.

Sombart, N. (1996). Männerbund und politische Kultur in Deutschland. In Th . Kühne (Ed.), Männergeschichte – Geschlechtergeschichte. Männlichkeit im Wandel der Moderne. Frankfurt a. M. & New York: Campus, 136–154.

Tatar, M. (1992). „Wie süß ist es, sich zu opfern.“ Gender, violence and agency in Döblin’s Berlin Alexanderplatz. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 3, 491–518.

Th eweleit, K. (1978). Männerphantasien. Bd. 2. Frankfurt a. M.: Roter Stern Verlag.

Thomsen, B. Chr. (1993). Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies. Aus dem Dänischen übers. v. Ursula Schmalbruch. Frankfurt a. M.: Rogner & Bernhard bei Zweitausendeins.

Widdig, B. (1997). “Ein herber Kultus des Männlichen”: Männerbünde um 1900. In

W. Erhart & B. Herrmann (Eds.), Wann ist der Mann ein Mann? Zur Geschichte der Männlichkeit Stuttgart, Weimar: J. B. Metzler, 235–248.

Фильмография

Fassbinder, R.W. (1969). Liebe ist kälter als der Tod [Motion Picture]. BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder, R.W. (1969). Katzelmacher [Motion Picture]. BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder, R.W. (1970). Götter der Pest [Motion Picture]. BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder, R.W. (1971). Rio das Mortes [Motion Picture]. BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder, R.W. (1971). Wildwechsel [Television Film]. BRD: Sender Freies Berlin.

Fassbinder, R.W. (1975). Faustrecht der Freiheit [Motion Picture]. BRD.

Fassbinder, R.W. (1980). Berlin Alexanderplatz [Television Miniseries]. BRD: WDR.

References

Bae, S.-Jo. (2005). Rainer Werner Fassbinder und seine filmästhetische Stilisierung [Rainer Werner Fassbinder and his fi lm stylization]. Remscheid: Gardez.

Boa, E. (1996). Kafka. Gender, class, and race in the letters and fictions. Oxford: Clarendon Press.

Chatman, S. (1978). Story and discourse. Narrative structure in fiction and film. Ithaca, London et al.: Cornell University Press.

Chatman, S. (1980). What novels can do that fi lms can’t (and vice versa). Critical Inquiry, 7(1), 121–140.

Döblin, A. (2008). Berlin Alexanderplatz. 47. Aufl . München: Deutscher Taschenbuch Verlag.

Fassbinder, R. W. (1984). Die Städte des Menschen und seine Seele. Einige ungeordnete Gedanken zu Alfred Döblins Roman “Berlin Alexanderplatz” [Th e cities of humanity and the human soul: some unorganized thoughts on Alfred Döblin’s novel Berlin Alexanderplatz ]. In M. Töteberg (Ed.), Rainer Werner Fassbinder. Filme befreien den Kopf [Rainer Werner Fassbinder. Films free the head]. Frankfurt a. M.: Fischer-Taschenbuch-Verlag, 81–90.

Haag, A. (1989). “Er hat immer diese Sehnsucht nach Liebe gehabt, und deswegen war er böse”. Franz Biberkopf und Reinhold:

Die Kontrahenten der Seelenkämpfe R.W. Fassbinders [“He always had this longing for love, and that’s why he was evil”. Franz Biberkopf and Reinhold: the opponents of the soul struggles of R.W. Fassbinder]. Text + Kritik, 103 (Rainer Werner Fassbinder), 35–50.

Haag, A. (1992). “Deine Sehnsucht kann keiner stillen”. Rainer Werner Fassbinders “Berlin Alexanderplatz”. Selbstbildreflexion und Ich-Auflösung [“No one can silence your longing”. Rainer Werner Fassbinder’s Berlin Alexanderplatz. Self-image refl ection and selfdissolution]. München: Trickster.

Kosofsky Sedgwick, E. (1985). Between men. English literature and male homosocial desire. New York et al.: Columbia University Press.

Pleimling, D. (2010). Film als Lektüre. Rainer Werner Fassbinders Adaption von Alfred Döblins Berlin Alexanderplatz [Film as reading. Rainer Werner Fassbinder’s fi lm adaptation of Alfred Döblin’s Berlin Alexanderplatz]. München: Peter Lang.

Rajewsky, I.O. (2002). Intermedialität [Intermediality]. Tübingen, Basel: A. Francke.

Rentschler, E. (1985). Terms of dismemberment: the body in /and /of Fassbinder’s Berlin Alexanderplatz. New German Critique, 34, 194–208.

Rubin, G. (1997). The traffic in women : notes on the “political economy” of sex. In L. Nicholson (Ed.), The second wave: a reader in feminist theory, New York: Routledge, 27–62.

Sombart, N. (1996). Männerbund und politische Kultur in Deutschland [Männerbund and the political culture in Germany].

In Th . Kühne (Ed.), Männergeschichte – Geschlechtergeschichte. Männlichkeit im Wandel der Moderne [Men’s history gender history. Masculinity in the change of modernity]. Frankfurt a. M. & New York: Campus, 136– 154.

Tatar, M. (1992). “Wie süß ist es, sich zu opfern” [“How sweet it is to sacrifi ce yourself”]. Gender, violence and agency in Döblin’s Berlin Alexanderplatz. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte [German Quarterly for Literary Studies and Intellectual History], 66, 491–518.

Th eweleit, K. (1978). Männerphantasien [Male fantasies] (Vol. 2). Frankfurt a. M.: Roter Stern Verlag.

Th omsen, B.Chr. (1993). Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies [Th e life and work of a provocative genius]. Aus dem Dänischen übers. v. Ursula Schmalbruch. Frankfurt a. M.: Rogner & Bernhard bei Zweitausendeins.

Widdig, B. (1997). “Ein herber Kultus des Männlichen: Männerbünde um 1900” [“A severe cult of the masculine”: Männerbünde around 1900]. In W. Erhart & B. Herrmann (Eds.), Wann ist der Mann ein Mann? Zur Geschichte der Männlichkeit [When is the man a man? Th e history of masculinity]. Stuttgart, Weimar: J.B. Metzler, 235–248.

Filmography

Fassbinder R.W. (Director). (1969). Liebe ist kälter als der Tod [Love is colder than death] [Motion Picture]. BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder R.W. (Director). (1969). Katzelmacher [Motion Picture].

BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder R.W. (Director). (1970). Götter der Pest [Gods of the plague] [Motion Picture]. BRD: antiteater-X-Film.

Fassbinder R.W. (Director). (1971). Rio das Mortes [Motion Picture]. BRD: antiteater-XFilm.

Fassbinder R.W. (Director). (1971). Wildwechsel [Jail bait] [Television Film]. BRD: Sender Freies Berlin.

Fassbinder R.W. (Director). (1975). Faustrecht der Freiheit [Fist right of freedom] [Motion Picture]. BRD.

Fassbinder R.W. (Director). (1980). Berlin Alexanderplatz [Television Miniseries]. BRD: WDR.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Александра Владимировна Елисеева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.