АВТОР В ПЬЕСАХ АЛЕКСЕЯ ШИПЕНКО
Аннотация
Различные модусы автора в пьесах Алексея Шипенко фиксируют многообразие форм и типов, комплексная интерпретация которых наталкивает на мысль о возможной аккумуляции творческой энергии драматурга в единой точке, именуемой «Автор». Рассмотрение авторских экспликаций в характерных сочетаниях, обозначенных как «автор и автор», «автор и читатель / зритель», «автор и персонаж», позволяет выдвинуть и в известной степени подтвердить гипотезу о концепции «Автора-универсума», актуализируемой в творчестве драматурга. В качестве основного исследовательского материала используются тексты книги «Введение» А. Шипенко («Mehr Licht (Больше света)», «Цурикон» и др.).
Драматургия А. Шипенко, будучи прежде всего абсурдистской, представляет собой калейдоскоп, где взаимоотражаются литературные жанры, стили, сюжеты, образы, тексты, культурные универсалии, исторические эпохи. Сюрреалистичность, кинематографичность, смешение реальностей, «глобальные» и интертекстуальные связи, пестрота методов и принципов изображения, оригинальность и нестандартность текстуальной формы, экспериментальный характер нарратологии с неизменной ориентацией на алогизм, постоянно присутствующий в жизни, культуре, литературном процессе, – доминанты его текстов, весьма экспликативно представленные в таком типе творческой субстанции, как «Автор-универсум».
Ключевые слова: Автор, А. Шипенко, «Mehr Licht (Больше света)», «Цурикон», читатель / зритель, персонаж.
DOI 10.18522/2415-8852-2020-3-126-141
Полный текст:
PDFЛитература
Бхагаван, Шри Сатья Саи Баба. Упанишады. Практика постижения истинной реальности. М.: Свет, 2016.
Вислов, А.А. Дело государства, или «Трупой жив» // Вопросы театра. 2012. № 1–2. С. 123–130.
Габдуллина, В.И. Проблема автора в творчестве Достоевского: опыт историографии // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2008. № 8–2. С. 63–70.
Горфункель, Е.И. Петрушевцы и колядовщина // Вопросы театра. 2013. № 1–2. С. 44– 56.
Дебор, Ги. Общество спектакля / пер. А. Уриновского. М.: Опустошитель, 2020.
Деррида, Ж. Голос и феномен / пер. С.Г. Кашиной, Н.В. Суслова. СПб.: Алетейя, 2014.
Карпов, И.П. Авторология (понятийноконцептуальная основа) // Вестник марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 75–78.
Корман, Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. С. 172–189.
Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / пер. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013.
Липовецкий, М.Н. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. Москва: Новое литературное обозрение, 2008.
Месовска, Л. Персонаж как текст/дискурс. Вопросы исследования dramatis persona в пьесе «Из жизни Комикадзе» Алексея Шипенко // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «ХIII Виноградовские чтения» (г. Москва, 15–17 октября 2013 г.). М.: МГПУ, 2014. C. 341–349.
Неканоническая эстетика. Вып. V: Все нелепицы мира: Абсурд в литературе и искусстве: Сб. статей / сост. А.Ю. Сорочан. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2019.
Нечаев, О. Ушел из жизни писатель, основатель философской доктрины «Вечная Россия» Юрий Мамлеев, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0001/005a/00011535.htm (дата обращения: 29.08.19).
Руднев, П. Призрак свободы. Свобода в постсоветской российской драматургии // Урал. 2019. № 2. С. 218–223.
Рыбальченко, Т.Л. История литературы ХХ века как история литературных течений // Вестник ТГУ. 1999. № 268. С. 68–73.
Рымарь, Н.Т., Скобелев, В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: ЛОГОС-ТРАСТ, 1994.
Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. М.: АСТ, 2020.
Старшова, А.П., Степанов, В.Н. Трансформация персонажа в современной драматургии // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 1. С. 124–130.
Тетерина, Е.А. Прагматика мотива игры в драматургии А. Шипенко (на материале пьес «Смерть Ван Халена» и «Игра в шахматы») // Вестник науки Сибири. 2013. № 3 (9). С. 167–173.
Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской. М.: Международное театральное агентство “Play&Play”, «Канон+», 2015.
Шипенко, А. Введение. М.: Аграф, 2019.
Юнг, К.Г. Психология бессознательного / пер. с нем. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2016.
References
Bkhagavan, Shri Sat’ya Sai Baba. (2016). Upanishady. Praktika postizheniya istinnoy real’nosti [Upanishads. Practice of comprehension of true reality]. Moscow: Svet.
Vislov, A.A. (2012). Delo gosudarstva, ili “Trupoy zhiv” [Business of the state, or “Trupoy alive”]. Voprosy Teatra [Problems of the Th eatre], 1-2, 123–130.
Gabdullina, V.I. (2008). Problema avtora v tvorchestve Dostoyevskogo: opyt istoriografi i [Th e author’s problem in Dostoevsky’s work: the experience of historiography]. Vestnik Barnaul’skogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta [Herald of Barnaul State Pedagogical University], 8-2, 63–70.
Gorfunkel’, E.I. (2013). Petrushevtsy I kolyadovshchina [Petrushevsky and caroling]. Voprosy Teatra [Problems of the Th eatre], 1-2, 44–56.
Debor, Gi. (2020). Obshchestvo spektaklya. [Society of performance]. Moscow: Opustoshitel’.
Derrida, J. (2014). La voix et le phénomène [Speech and phenomena] (S.G. Kashina, & N.V. Suslov, Trans.). Saint Petersburg: Aleteyya.
Fisher-Lichte, E. (2015). Estetika performativnosti [Esthetics of performativity] (N. Kandinskaya, Trans.). Moscow: “Play&Play”, “Kanon”.
Karpov, I.P. (2014). Avtorologiya (ponyatiynokontseptual’naya osnova) [Authorologia (conceptual framework)]. Vestnik Mariyskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Herald of Mari State University], 3 (15), 75–78.
Korman, B.O. (1992). Tselostnost’ literaturnogo proizvedeniya I eksperimental’nyy slovar’ literaturovedcheskikh terminov
[Integrity of a literary work and an experimental dictionary of literary terms]. Izbrannyye trudy po teorii i istorii literatury [Selected works on the theory and history of culture]. Izhevsk: Udmurt University, 172–189.
Lehmann, H.-Th . (2013). Postdramatisches Theater [Postdramatic theater] (N.Isaeva, Trans.). Moscow: ABCdesign.
Lipovetskiy, M.N. (2008). Paralogii. Transformatsii (post)modernistskogo diskursa v russkoy kul’ture 1920–2000-kh godov. [Of paralogs. Transformations of (post)modernist discourse in Russian culture of the 1920–2000s.] Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.
Mesovska, L. (2014). Personazh kak tekst/ diskurs. Voprosy issledovaniya dramatis persona v p’yese “Iz zhizni Komikadze” Alekseya Shipenko [Characters as text/discourse. Issues of dramatis persona research in the play “From the Life of Komikadze” by Alexey Shipenko] In Tekst, kontekst, intertekst: sbornik nauchnykh statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii “XIII Vinogradovskiye chteniya” (g. Moskva, 15–17 oktyabrya 2013 g.) [Text, context, intertext: collection of research articles based on the proceedings of the International scientifi c conference “XIII Vinogradov readings” (Moscow, October 1517, 2013)]. Moscow: MGPU, 341–349.
Nechayev, O. (2015). Ushel iz zhizni pisatel’, osnovatel’ filosofskoy doktriny “Vechnaya Rossiya” Yuriy Mamleyev [Writer, founder of the philosophical doctrine “Eternal Russia” Yuri Mamleev passed away]. Retrieved from: http:// www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011535. htm (date of access: 29.08.19).
Rudnev, P. (2019). Prizrak svobody. Svoboda v postsovetskoy rossiyskoy dramaturgii [Th e ghost of freedom. Freedom in post-Soviet Russian drama]. Ural, 2, 218–223.
Rybal’chenko, T.L. (1999). Istoriya literatury XX veka kak istoriya literaturnykh techeniy [History of literature of the twentieth century as the history of literary trends]. Vestnik TGU [Herald of TGU], 268, 68–73.
Rymar’, N.T., & Skobelev, V.P. (1994). Teoriya avtora I problema khudozhestvennoy deyatel’nosti. [Author’s theory and the problem of artistic activity]. Voronezh: LOGOS-TRAST.
Sorochan, A.Yu. (Ed.). (2019). Nekanonicheskaya estetika. Vyp. V: Vse nelepitsy mira: Absurd v literature i iskusstve: Sb. Statey [Non-canonical aesthetics. Issue V: All the absurdities of the world: Absurdity in literature and art. Collection of articles]. Tver’: Marina Batasova Publ.
Stanislavskiy, K.S. (2020). Rabota aktera nad soboy v tvorcheskom protsesse voploshcheniya [Th e actor’s work on himself in the creative process of embodiment]. Moscow: AST.
Starshova, A.P., & Stepanov, V.N. (2015). Transformatsiya personazha v sovremennoy dramaturgii [Transformation of a character in modern drama]. Verkhnevolzhskiy Filologicheskiy Vestnik [Verhnevolzhski Philological Bulletin], 1, 124–130.
Teterina, E.A. (2013). Pragmatika motiva igry v dramaturgii A. Shipenko (na materiale p’yes “Smert’ Van Khalena” i “Igra v shakhmaty”) [Pragmatics of the game motive in A. Shipenko’s dramaturgy (based on the material of the plays “Death of van Halen” and “Th e Game of Chess”)]. Vestnik Nauki Sibiri [Herald of Siberian Research], 3 (9), 167–173.
Shipenko, A. (2019). Vvedeniye [Introduction]. Moscow: Agraf.
Yung, K.G. (2016; 2015). Wandlungen und Symbole der Libido [Psychology of the unconscious]. Moscow: Kanon ROOI “Reabilitatsiya”, “Kanon”.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2020 Станислав Федорович Меркушов
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.