Изображение на обложке

«ВСЕ, ЧТО БЫЛО ПРЕЖДЕ, ЗАБЫТЬ»: МЕТАТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В МАЛОЙ ФРАНКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ С. БЕККЕТА

Юрий Игоревич Семенченко

Аннотация


В фокусе статьи оказывается самосознающая сущность радикальных художественных опытов Беккета (произведения «Довольно», «Без малого и без большого», «Образ» и «Чтобы закончить вновь»). Особое внимание уделяется повествовательным и лингвистическим маркерам метатекстуальности в изучаемых произведениях и, в частности, дейктическому дискурсу. Последнее напрямую соотносится с обнаруживаемыми у Беккета структурно-тематическими признаками метапрозы.
Каждый из анализируемых текстов запечатлевает и осознает в самом себе границы художественного вымысла по-разному. Так, в рассказе «Довольно» эффект «искусственности», изобретенности повествуемого мира усиливается за счет метатекстуальных метанарративных стратегий; осваиваемый здесь квазитворческий хронотоп вводит идею тщетности всяких попыток изобразить. Текст «Без малого и без большого» демонстрирует метадиегетические метанарративные стратегии, проблематизируя таким образом онтологический статус изображаемого; события-свершения вытесняются дизнаррацией; адресованность читателю высвечивается дейктическими лексемами. Повествователь «Образа», рассматриваемый нами как альтер эго писателя, предстает одновременно субъектом повествования и объектом повествуемой истории; кроме того, в данном рассказе тематизируется и подвергается комментированию проблема завершенности / незавершенности всякого текста. Наконец, в рассказе «Чтобы закончить вновь» Беккет отказывается от миметической предметности в пользу чистых слов-действий, отсюда и потребность текста в слушателе / читателе.

Ключевые слова: метатекстуальность, дейктический дискурс, жанровый эксперимент, малая проза, «Мертвые головы», «Чтобы закончить вновь и другие пшики», Беккет.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-4-35-52


Полный текст:

PDF

Литература


Беккет, С. «Первая любовь». Избранная проза / пер. с фр. М. Дадяна. М.: Текст, 2015.

Мирошниченко, О.С. Поэтика современной метапрозы (на материале романов А. Битова): автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

Abel, L. (1963). A new view of dramatic form. New York: Hill and Wang.

Boxall, P. (2009). Since Beckett. Contemporary writing in the wake of modernism. London: Continuum.

Collinge-Germain, L. (2009). Cultural inbetweenness in “L’expulsé” / “The Expelled” by Samuel Beckett. Journal of the Short Story in English, 52, 1–6.

García Landa, J.A. (1994). “Till nohow on”: the later metafiction of Samuel Beckett. In Th. D’haen, & H. Bertens (Eds.), Postmodern Studies. Amsterdam: Rodopi, 7, 63–76.

Herman, D., Manfred, J., & Ryan, M.-L. (Eds.). (2005). Routledge encyclopedia of narrative theory. London: Routledge.

Hunter, A. (2007). The Cambridge introduction to the short story in English. Cambridge: Cambridge University Press.

Macrae, A. (2019). Discourse deixis in metafiction. The language of metanarration, metalepsis and disnarration. London and New York: Routledge.

McHale, B. (1987). Postmodernist fiction. London: Routledge.

Nünning, A. (2005). On metanarrative: towards a definition, a typology and an outline of the functions of metanarrative commentary. In J. Pier (Ed.), The dynamics of narrative form: studies in Anglo-American narratology. Berlin: Gruyter, 11–57.

Stonehill, B. (1988). The self-conscious novel. Artifice in fiction from Joyce to Pynchon. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Tomaru, Y. (2017). Variations on a theme by the first-person: Samuel Beckett’s pursuit of the first-person narration. In M. Bariselli, N.M. Bowe, & W. Davies (Eds.), Samuel Beckett and Europe: history, culture, tradition. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 119–145.

References

Abel, L. (1963). A new view of dramatic form. New York: Hill and Wang.

Beckett, S. (2015). Pervaya lyubov’. Izbrannaya proza [First Love. Selected prose] (M. Dadyan, Trans.). Moscow: Tekst.

Boxall, P. (2009). Since Beckett. Contemporary writing in the wake of modernism. London: Continuum.

Collinge-Germain, L. (2009). Cultural inbetweenness in “L’expulsé” / “The Expelled” by Samuel Beckett. Journal of the Short Story in English, 52, 1–6.

García Landa, J.A. (1994). “Till nohow on”: the later metafiction of Samuel Beckett. In Th. D’haen, & H. Bertens (Eds.), Postmodern studies. Amsterdam: Rodopi, 7, 63–76.

Herman, D., Manfred, J., & Ryan, M.-L. (Eds.). (2005). Routledge encyclopedia of narrative theory. London: Routledge.

Hunter, A. (2007). The Cambridge introduction to the short story in English. Cambridge: Cambridge University Press.

Macrae, A. (2019). Discourse deixis in metafiction. The language of metanarration, metalepsis and disnarration. London and New York: Routledge.

McHale, B. (1987). Postmodernist fiction. London: Routledge.

Miroshnichenko, O.S. (2001). Poetika sovremennoj metaprozy (na materiale romanov A. Bitova) [Poetics of modern metaprose (a case study of Andrei Bitov’s novels)] (Synopsis of Doctoral Dissertation, Rostov State University, Rostov-on-Don).

Nünning, A. (2005). On metanarrative: towards a definition, a typology and an outline of the functions of metanarrative commentary. In J. Pier (Ed.), The dynamics of narrative form: studies in Anglo-American narratology. Berlin: Gruyter, 11–57.

Stonehill, B. (1988). The self-conscious novel. Artifice in fiction from Joyce to Pynchon. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Tomaru, Y. (2017). Variations on a theme by the first-person: Samuel Beckett’s pursuit of the first-person narration. In M. Bariselli, N.M. Bowe, & W. Davies (Eds.), Samuel Beckett and Europe: history, culture, tradition. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 119–145.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Юрий Игоревич Семенченко


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.