ПОЭЗИЯ ДЗИГИ ВЕРТОВА И АНАТОЛИЯ МАРИЕНГОФА: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Екатерина Юрьевна Белаш

Аннотация


Статья посвящена сопоставительному анализу поэзии Дзиги Вертова и Анатолия Мариенгофа. Несмотря на то, что поэты не были знакомы и документальных свидетельств о взаимовлиянии нет, в их судьбе и творчестве прослеживается ряд параллелей, связанных с культурным и историческим контекстом эпохи. Поэтику ранних произведений авторов объединяет прием монтажной композиции. Монтаж стал главным инструментом изображения стремительно меняющейся реальности постреволюционной эпохи, раздробленности мира и человеческого сознания. Это обусловило двойственность лирического героя, в частности – появление образа паяца, шута. Сходство ранних стихотворений Мариенгофа и Вертова обнаруживается также в преобладающей трагикомической тональности, обусловленной восприятием Революции как травматического опыта. Аналогия прослеживается и в понимании композиции образов: в формировании метафорических цепочек вновь наблюдается обращение к приему монтажа (в основе объединения отдельных образов лежит тематическая или ассоциативная связь). Для поздней лирики авторов характерно переосмысление собственной биографии. Многие произведения построены на антитезе «тогда – теперь», демонстрирующей трагический поворот в судьбах художников. Кроме того, новая тематика повлекла за собой отказ от авангардных стихотворных форм и обращение к традиционному стиху. Таким образом, в статье выявлены и проанализированы существенные стилевые, мировоззренческие и биографические аналогии в творчестве двух русских авангардистов.

Ключевые слова: Дзига Вертов, Анатолий Мариенгоф, авангард, советский кинематограф, монтаж, имажинизм.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-2-124-140


Полный текст:

PDF

Литература


Багров, П.А. Советский киноавангард на пленке и на бумаге // Блог журнала «Сеанс», 7.07.2010 [Электронный ресурс]. URL: https:// chapaev.media/articles/9981 (дата обращения: 30.04.2021).

Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966.

Вертов, Д. Мы. Вариант манифеста // Формальный метод: Антология русского модернизма. Т. II. Материалы / под ред. С.А. Ушакина. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2016. С. 24–29.

Вертов, Д. «Миру – глаза»: Дзига Вертов. Стихи / cост. К. Горячок. СПб.: Порядок слов, 2020.

Кауфман, М. Поэт неигрового // Дзига Вертов в воспоминаниях современников / сост. Е.И. Вертова-Саилова и А.Л. Виноградова. М.: Искусство, 1976. С. 70–79.

Кукулин, И.В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Липовецкий, М.Н. «И пустое место для остальных»: Травма и поэтика метапрозы в «Египетской марке» О. Мандельштама // Травма: Пункты: Сборник статей / сост. С. Ушакин и Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 749–785.

Мариенгоф, А.Б. Стихотворения // Собр. соч.: В 3 тт. / сост. О. Демидов. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. Т. 1. C. 51–307.

Марков, В.Ф. Очерк истории русского имажинизма (1919–1927). М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017.

Пронин, А.А. Бумажный Вертов / Целлулоидный Маяковский. М.: Новое литературное обозрение, 2019.

Рошаль, Л.М. Дзига Вертов. М.: Искусство, 1982 [Электронный ресурс]. URL: https://world.profilib.org/chtenie/140200/levroshal-dziga-vertov-6.php (дата обращения: 03.05.2021).

Савченко, Т.К. «Теория футуризма наиболее соответствует взглядам на образ»: имажинизм как постфутуристское течение // Современное есениноведение. 2010. № 15. С. 60–76.

Февральский, А.В. Впередсмотрящий // Дзига Вертов в воспоминаниях современников / сост. Е.И. Вертова-Саилова и А.Л. Виноградова. М.: Искусство, 1976. С. 135–170.

Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

References

Bagrov, P.A. (2010). Sovetskiy kinoavangard na plenke i na bumage [Soviet cinematic avantgarde on tape and paper]. Blog zhurnala «Seans» [Blog of journal “Seance”]. Retrieved from: https://chapaev.media/articles/9981 (date of access: 30.04.2021).

Fevral’skiy, A.V. (1976). Vperedsmotryashchiy [Looking forward]. In E.I. Vertova-Sailova, & A.L. Vinogradova (Eds.), Dziga Vertov v vospominaniyakh sovremennikov [Dziga Vertov in the memoirs of contemporaries]. Moscow: Iskusstvo, 135–170.

Goryachok, K. (Ed.). (2020). “Miru – glaza”: Dziga Vertov. Stikhi [“To the world – eyes”: Dziga Vertov. Poems]. Saint Petersburg: Poryadok slov.

Huttunen, T. (2007). Imazhinist Mariengof: Dendi. Montazh. Tsiniki [Imaginist Marienhof: Dandy. Montage. Cynics]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Kaufman, M. (1976). Poet neigrovogo [The poet of non-fiction film]. In E.I. VertovaSailova, & A.L. Vinogradova (Eds.), Dziga Vertov v vospominaniyakh sovremennikov [Dziga Vertov in the memoirs of contemporaries]. Moscow: Iskusstvo, 70–79.

Kukulin, I.V. (2015). Mashiny zashumevshego vremeni: kak sovetskiy montazh stal metodom neofitsial’noy kul’tury [Machines of noisy time: how Soviet montage became the method of unofficial culture]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Lipovetskiy, M.N. (2009). “I pustoye mesto dlya ostal’nykh”: Travma i poetika metaprozy v “Egipetskoy marke” O. Mandel’shtama [“And nothing for the others”: Trauma and poetics of metaprose in O. Mandel’shtam’ “Egypt stamp”]. In S. Ushakin, & E. Trubina (Eds.), Travma: punkty: sbornik statey [Trauma: paragraphs: collection of articles]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye, 749–785.

Marienhof, A.B. (2013). Stikhotvoreniya [Poems]. In O. Demidov (Ed.), Stikhotvoreniya.

Sobranie sochinenyi. V 3 tt. [Poems. Collected works in 3 vols.] (Vol. 1). Moscow: Knizhnyy Klub Knigovek, 51–307.

Markov, V.F. (2017). Ocherk istorii russkogo imazhinizma (1919–1927) [An outline of Russian imaginism’s history (1919–1927)]. Moscow, Ekaterinburg: Kabinetnyy uchenyy.

Pronin, A.A. (2019). Bumazhnyy Vertov / Tselluloidnyy Mayakovskiy [Paper Vertov / Celluloid Mayakovskiy]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Roshal’, L.M. (1982). Dziga Vertov [Dziga Vertov]. Moscow: Iskusstvo. Retrieved from: https://world.profilib.org/chtenie/140200/ lev-roshal-dziga-vertov-6.php (date of access: 03.05.2021).

Savchenko, T.K. (2010). “Teoriya futurizma naiboleye sootvetstvuyet vzglyadam na obraz”: imazhinizm kak postfuturistskoye techeniye [“The futurism’s theory best suits view on image”: imaginism as postfuturism school]. Sovremennoye Eseninovedeniye [Contemporary Esenin studies], 15, 60–76.

Vertov, D. (2016) My. Variant manifesta [We. The manifest variant]. In S.A. Ushakin (Ed.), Formal’nyy metod: Antologiya russkogo modernizma. T. II. Materialy [The formal method: The anthology of Russian modernism. Vol. 2. Materials]. Moscow: Kabinetnyy uchenyy, 24–29.

Vertov, D. (1966). Stat’i. Dnevniki. Zamysly [Articles. Diaries. Plans]. Moscow: Iskusstvo.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Екатерина Юрьевна Белаш


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.