НЕОБАРОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИКИ ЮРИЯ БУЙДЫ

Томас Ченис

Аннотация


В статье анализируются элементы необарокко в творчестве писателя Юрия Буйды, рассматриваются концепции необарокко (Беньямин, Делёз, Калабрезе, Липовецкий), а также соотношение необарокко и барокко в контексте поэтики постмодернизма. В поэтике Буйды выявляются такие отличительные черты эстетики необарокко, как гипертрофированное цитирование и жанрово-стилевая эклектика («Пятое царство»); «ритм повторов и разрывов» на примере повторяющихся мотивов и персонажей («Все проплывающие»); проявление необарочной меланхолии и ностальгии («Прусская невеста»); эстетика избытка, проявляющаяся в физической и моральной деформации героев, в сценах массового театрализованного насилия; образ библиотеки-лабиринта («Нсцдтчндси»). В статье интерпретируется также роль кёнигсбергского текста как объекта авторской меланхолии и ностальгии, элемента повествования, связывающего рассказы автора. Элементы необарокко анализируются не только как ремифологизация стиля и мироощущения эпохи, но и с точки зрения художественной функции в текстах. В текстах Буйды эти элементы могут выступать в качестве инструментов авторского контроля за восприятием текста читателем, а также стратегии борьбы с хаосом и энтропией. 

Ключевые слова: поэтика прозы, текст города, Кёнигсберг – Калининград, интертекстуальность, необарокко, русская постмодернистская литература, Юрий Буйда.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-4-92-123


Полный текст:

PDF

Литература


Александров, Н. Фигура речи. Юрий Буйда // Общественное телевидение России, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www. youtube.com/watch?v=7C0dGTznsY4&t=1147s (дата обращения: 12.10.21).

Беньямин, В. О понятии истории // Художественный журнал. 1995. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine. com/issue/73/article/1551 (дата обращения: 12.10.21).

Беньямин, В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002.

Безрукавая, М.В. Неомодернизм в современной русской прозе: художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии: дис. ... докт. филол. наук. Краснодар, 2020.

Бойм, С. Будущее ностальгии // Неприкосновенный запас. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/ nz/2013/3/budushhee-nostalgii.html (дата обращения: 05.10.2021).

Бойм, С. Конец ностальгии // Новое литературное обозрение. 1999. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/ nlo/1999/5/konecz-nostalgii.html (дата обращения: 12.09.21).

Борхес, Х.Л. Коллекция / сост. В. Багно. СПб.: Северо-Запад, 1992.

Буйда, Ю. Все проплывающие. М.: Эксмо, 2011.

Буйда, Ю. Кёнигсберг // Новый мир. 2007. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_ mi/2003/7/kyonigsberg.html (дата обращения: 12.09.21).

Буйда, Ю. Пятое царство. М.: АСТ, 2018. Буйда, Ю. Синяя кровь. М.: Эксмо, 2012.

Вёльфлин, Г. Ренессанс и барокко. Исследование природы и происхождения стиля барокко в Италии / пер. Е.Г. Лундберг. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Ганиева, А. И скучно и грустно. Мотивы изгойства и отчуждения в современной прозе // Новый мир. 2007. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/ novyi_mi/2007/3/i-skuchno-i-grustno.html (дата обращения: 12.09.21).

Геркман, Э. Хроники Смутного Времени. М.: Фонд Сергея Дубова, 1998.

Голынко-Вольфсон, Д. Поставангард. Необарокко // Художественный журнал. 1998. № 21 [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/70/ article/1504 (дата обращения: 10.09.21).

Дегтяренко, К.А. Интертекст в рассказе Ю. Буйды «Черт и аптекарь» // Научный диалог. 2018. № 4. С. 77–86. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-77-86.

Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общая ред. и послесл. В.А. Подороги. М.: Логос, 1997.

Елисеев, Н. Писательская душа в эпоху социализма // Новый мир. 1997. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/ novyi_mi/1997/4/pisatelskaya-dusha-v-epohusoczializma.html (дата обращения: 10.10.21).

Зусева-Озкан, В.Б. Префикс «нео-» в культурной и научной рефлексии // Studia litterarum. Т. 4. 2019. № 4. С. 28–43. DOI: 10.22455/25004247-2019-4-4-28-43.

Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа, М.: Интрада, 1998.

Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы. В 2 тт. Т. 2. М.: ACADEMIA, 2003.

Липовецкий, М. В защиту чудовищ // Новое литературное обозрение. 2009. № 4.

[Электронный ресурс] URL: https://magazines. gorky.media/nlo/2009/4/v-zashhitu-chudishh. html (дата обращения: 10.10.21).

Липовецкий, М. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре. 1920–2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Липовецкий, М. Русский постмодернизм. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1997.

Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин: «Александра», 1992.

Моисеев, М.В. Слон Ивана Грозного. Исследования по истории восточной Европы. Минск: РИВШ, 2010.

Панченко, А.М. Два этапа русского барокко // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1977. Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы XI–XVII вв. C. 100–106. Пелевин, В. Синий фонарь. М.: «Текст», 1991.

Прохорова, Т.Г., Загфарова, И.М. Формы инобытия в новеллистике Юрия Буйды // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 1 (43). С. 251–255.

Прохорова, Т.Г., Пелымская, Е.M. Черты необарокко в романе Юрия Буйды «Синяя кровь» // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 2 (36). С. 155–159.

Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература. Уч. пособие для студентов филологических факультетов вузов. Изд. третье, исправл. и доп. М.: «Флинта»; «Наука», 2001.

Солодовник, К.Б. Диалогичность барочной и постмодернистской художественных систем // Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Дергачевские чтения: материалы Междунар. науч. конф. Т. 2. Екатеринбург: Союз писателей, 2007.

Фанайлова, Е. Ностальгия и меланхолия. Свобода в Клубах. Сайт «Радио свобода». 2012 [Электронный ресурс] URL: https:// www.svoboda.org/a/24579903.html (дата обращения: 14.10.21).

Фрейд, 3. Печаль и Меланхолия. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/ freud1.htm (дата обращения: 14.10.21).

Черняков, А.Н. Из города в миф («Кёнигсберг» Юрия Буйды) // Слово.ру: Балтийский акцент. 2014. № 2. С. 52–62.

Эко, У. История уродства / пер. с итал. А.А. Сабашниковой, И.В. Макарова, Е.Л. Кассировой, М.М. Сокольской. М.: Слово, 2007.

Эпштейн, М. Постмодернизм в России. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019.

Эткинд, А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

Calabrese, O. (1992). Neo-Baroque: a sign of the times. Princeton: Princeton University Press.

Farago, C., Hills, H., Kaup, M., Siracusano, G., Baumgarten, J., & Jacoviello, S. (2015). Conceptions and reworkings of baroque and neobaroque in recent years. Perspective, 1, 43– 62.

Lambert, G. (2008) On the (New) Baroque. Colorado: Aurora.

Maravall, J.A. (1986). Culture of Baroque: analysis of a historical structure. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Ndalianis, A. 2004. Neo-Baroque aesthetics and contemporary entertainment. Cambridge: The MIT Press.

References

Aleksandrov, N. (2018). Figura rechi. Yuriy Buyda [Figure of speech. Yuriy Buyda]. Obshchestvennoye televideniye Rossii [Public television of Russia]. Retrieved from: https:// www.youtube.com/wat·sh?v=7C0dGTznsY4 (date of access: 12.10.2021).

Benjamin, W. (1995). O ponyatii istorii [On the concept of history]. Khudozhestvennyy zhurnal [Art magazine], 7. Retrieved from: http://moscowartmagazine.com/issue/73/ article/1551 (date of access: 12.10.2021).

Benjamin, W. (2002). Proiskhozhdeniye nemetskoy barochnoy dramy [Origin of German tragic drama]. Moscow: Agraf.

Bezrukavaya, M.V. (2020). Neomodernizm v sovremennoy russkoy proze: khudozhestvennyye modeli mira, kontseptsii cheloveka, avtorskiye strategii [Neomodernizm in the contemporary Russian prose: fictional models of the world, concepts of human, author’s strategies]. (Doctoral Dissertation, Kuban State University, Krasnodar).

Boym, S. (2013) Budushcheye nostal’gii [Future of nostalgia]. Neprikosnovennyy zapas, [Iron ration], 3. Retrieved from: https://magazines. gorky.media/nz/2013/3/budushhee-nostalgii. html (date of access: 05.10.2021)

Boym, S. (1999). Konets nostal’gii [End of nostalgia]. Novoye Literaturnoye Obozreniye [New Literary Observer], 5. Retrieved from: https:// magazines.gorky.media/nlo/1999/5/konecznostalgii.html (date of access: 12.09.21). Borges, J.L. (1992). Kollektsiya [Collection] (V. Bagno, Ed.). St. Petersburg: Severo-Zapad.

Buida, Y. (2007). Koenigsberg [Königsberg]. Novyi mir [New world], 3. Retrieved from: https:// magazines.gorky.media/novyi_mi/2003/7/ kyonigsberg.html (date of access: 12.09.21).

Buida, Y. (2018). Pyatoye tsarstvo [Fifth kingdom]. Moscow: AST.

Buida, Y. (2012). Sinyaya krov’ [Blue blood]. Moscow: Eksmo.

Buida, Y. (2011). Vse proplyvayushchiye [Everyone flowing]. Moscow: Eksmo.

Calabrese, O. (1992). Neo-Baroque: a sign of the times. Princeton: Princeton University Press.

Chernyakov, A.N. (2014). Iz goroda v mif (“Koenigsberg” Yuriya Buydy) [From city to myth (“Königsberg” of Yury Buida)]. Slovo.ru: Baltiyskiy aktsent [Slovo.ru: Baltic accent], 2 (2), 52–62.

Degtyarenko, K.A. (2018). Intertekst v rasskaze Yu. Buydy “Chort i aptekar’” [Intertext in story of Y. Buida “Imp and apothecary”]. Nauchnyy dialog, [Science dialog], 4, 77–86. DOI: 10.24224/22271295-2018-4-77-86.

Deleuze, J. (1997). Le Pli: Leibnitz et le Baroque [The fold: Leibniz and the Baroque] (V.A. Podoroga, Ed.). Moscow: Logos.

Eco, U. (2007). Istoriya urodstva [History of ugliness] (A. Sabashnikova et. al., Trans.). Moscow: Slovo.

Eliseyev, N. (1997). Pisatel’skaya dusha v epokhu sotsializma [Soul of writer in the epoch of socialism]. Novyi mir [New world], 4. Retrieved from: https://magazines.gorky.media/ novyi_mi/1997/4/pisatelskaya-dusha-v-epohusoczializma.html (date of access: 10.10.2021).

Epshteyn, M. (2019). Postmodernizm v Rossii [Postmodernism in Russia]. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus.

Etkind, A. (2013). Vnutrennyaya kolonizatsiya. Imperskiy opyt Rossii [Internal colonization. Imperial experience of Russia]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Fanaylova, E. (2012). Nostal’giya i melankholiya. Svoboda v klubakh [Nostalgia and melancholy. Freedom in clubs]. Retrieved from: https://www.svoboda.org/a/24579903. html (date of access: 14.10.2021).

Farago, C., Hills, H., Kaup, M., Siracusano, G., Baumgarten, J., & Jacoviello, S. (2015). Conceptions and reworkings of baroque and neobaroque in recent years. Perspective, 1, 43–62.

Freud, S. (1984). Pechal’ i Melankholiya. Psikhologiya emotsiy. Teksty [Morning and melancholy. Psychology of emotions. Texts] (V.K. Vilyunas, & Yu.B. Gippenreyter, Eds.). Moscow: Publishing house of Moscow University. Retrieved from: http://psyberlink. flogiston.ru/internet/bits/freud1.htm (date of access: 14.10.2021).

Ganiyeva, A. (2007). I skuchno i grustno. Motivy izgoystva i otchuzhdeniya v sovremennoy proze [And boring and sad. Motive of marginalization and separation in contemporary prose]. Novyi Mir [New world], 3. Retrieved from: https://magazines.gorky.media/novyi_ mi/2007/3/i-skuchno-i-grustno.html (date of access: 12.09.21).

Golynko-Vol’fson, D. (1998). Postavangard. Neobarokko. [Post-Avant-garde. Neo-Baroque]. Khudozhestvennyy zhurnal [Art magazine], 21. Retrieved from: http://moscowartmagazine.com/ issue/70/article/1504 (date of access: 10.09.2021).

Herkman, E. (1998). Khroniki Smutnogo vremeni [Chronicles of the Time of Troubles]. Moscow: Sergey Dubov Foundation.

Ilyin, I.P. (1998). Postmodernizm ot istokov do kontsa stoletiya: evolyutsiya nauchnogo mifa [Postmodernism from the beginnings to the end of century: evolution of scientific myth]. Moscow: Intrada.

Lambert, G. (2008). On the (New)Baroque. Colorado: Aurora.

Leyderman, N.L., Lipovetskiy, M.N. (2003). Sovremennaya russkaya literatura: 1950–1990-e gody [Contemporary Russian literature: 1950– 1990] (Vol. 2). Moscow: ACADEMIA.

Lipovetskiy, M. (2008). Paralogii. Transformatsii (post)modernistskogo diskursa v russkoy kul’ture 1920–2000-kh godov [Paralogies of (post)modern discourse in Russian culture of 1920–2000s]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Lipovetsky, M. (1997). Russky postmodernism [Russian postmodernism]. Yekaterinburg: Ural State University.

Lipovetskiy, M. (2009). V zashchitu chudovishch [In defense of monsters]. Novoye literaturnoye obozreniyе [New Literary Observer], 4. Retrieved from: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/4/ v-zashhitu-chudishh.html (date of access: 10.10.2021).

Lotman, Yu.M. (1992). O dvukh modelyakh kommunikatsii [Of two models of communication]. In Lotman Yu.M., Izbrannyye stat’i. [Selected articles] (Vol. 1). Tallin: Aleksandra.

Maravall, J.A. (1986). Culture of Baroque: analysis of a historical structure. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Moiseyev, M.V. (2010). Slon Ivana Groznogo. Issledovaniya po istorii vostochnoy Evropy [Elephant of Ivan the Terrible. Research of history of eastern Europe]. Minsk: RIVSh.

Ndalianis, A. (2004). Neo-Baroque aesthetics and contemporary entertainment. Cambridge: The MIT Press.

Panchenko, A.M. (1977). Dva etapa russkogo barokko [Two stages of the Russian Baroque]. In D.S. Likhachyov (Ed.), Trudy Otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the Department of Ancient Russian Literature]. USSR Academy of Sciences. Russian Literature Institute (Pushkin House). Leningrad: Nauka, Leningrad Branch. Vol. 32: Textology and Poetics of Russian literature of the XI–XVII centuries, 100–106.

Pelevin, V. (1991). Siniy fonar’ [Blue lantern]. Мoscow: Text.

Prokhorova, T.G., & Pelymskaya, E.M. (2014). Cherty neobarokko v romane Yuriya Buydy “Sinyaya krov’” [Traits of Neo-Baroque in novel of Yury Buida “Blue Blood”]. Bulletin of the Tatar State Humanitarian Pedagogical University. Filologia i kultura. Philology and Culture, 2 (36), 155–159.

Prokhorova, T.G., & Zakharova, I.M. (2016). Formy inobytiya v novellistike Yuriya Buidy [Forms of otherness in the stories of Yury Buida]. Bulletin of the Tatar State Humanitarian Pedagogical University. Filologia i kultura. Philology and Culture, 1 (43), 251–255.

Skoropanova, I.S. (2001). Russkaya postmodernistskaya literatura. Uch. posobiye dlya studentov filologicheskikh fakul’tetov vuzov. [Russian postmodern literature. Textbook for students of faculties of philology] (3th Ed.). Moscow: Flinta; Nauka.

Solodovnik, K.B. (2007). Dialogichnost’ barochnoy i postmodernistskoy khudozhestvennykh sistem [Dialogism of baroque and postmodern art systems]. In Russkaya literatura: natsional’noye razvitiye i regional’nyye osobennosti [Russian literature: national development and regional features]. Proceedings from Dergachevskiye chteniya (Vol. 2). Ekaterinburg: Soyuz pisateley.

Wölfflin, H. (2004). Renesans i barokko. Issledovaniye prirody i proiskhozhdeniya stilya barokko v Italii [Renaissance and Baroque. Research of nature and origin of baroque style in Italy]. St. Petersburg: Azbuka-klassika.

Zuseva-Özkan, V.B. (2019) Prefiks “neo-“ v kul’turnoy i nauchnoy refleksii [Prefix “neo” in cultural and scientific reflection]. Studia litterarum, 4 (4), 28–43. https://www.doi. org/10.22455/2500-4247-2019-4-4-28-43.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Томас Ченис


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.