Изображение на обложке

КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ И ПОЭТИКА ФРАГМЕНТАРНОСТИ В ТЕКСТАХ РАЙНХАРДА ЙИРГЛЯ

Марина Сергеевна Потёмина

Аннотация


В статье выявляются особенности поэтики Райнхарда Йиргля, основанной на принципах текстопродуктивного нарушения, анаграмматической эстетики и перфомативности. Отличительной чертой идиостиля Райнхарда Йиргля являются фрагментарность, разрывы и нарушения повествования, наложения дискурсов, отказ от нарративной когерентности, расслоение и (ре)комбинирование сюжетных линий.
События, происходившие в Германии до и после 1989–1990 гг., представляются в произведениях писателя как хроника истории катастроф. В рамках концепции катастрофической иронии особым концептуально-семиотическим пространством, генерирующим дополнительные смыслы, становится Берлин. Основными средствами реализации катастрофической иронии являются: эстетический радикализм, диссонанс между видимостью и истиной, коммуникативные нарушения, демонтаж, двойственность, виртуализация политических процессов, форма как составная часть содержания, парадокс как базовый элемент коммуникации. На материале романов «Прощание с врагами», «Собачьи ночи», «Отщепенчество» и др. рассматривается, как авторская система новаторского письма позволяет генерировать новые смыслы и анализировать общественные процессы.

Ключевые слова: Райнхард Йиргль, ирония, фрагментарность, объединение, семиотика художественного текста, роман, немецкая литература, идентичность

Для цитирования:
Потёмина, М.С. Катастрофическая ирония и поэтика фрагментарности
в текстах Райнхарда Йиргля // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 2. С. 50–65. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-2-50-65


Полный текст:

PDF

Литература


Потёмина, М.С. «Память» и «забвение» в современной литературе Германии // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2020. Т. 5. № 4. С. 17–34. DOI 10.18522/2415-8852-2020-4-17-34

Потёмина, М.С. Болевой синдром объединения: «NOX» Т. Хеттхе // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. Вып. 2: Сер. Филологические науки. C. 43–49.

Потёмина, М.С. Объединение Германии как опыт «социокультурной травмы» // Русская германистика: Ежегодник российского союза германистов. Т. 16: Активные процессы в языке и литературе: социокультурные основания / сост. Н. С. Бабенко и др. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2019. С. 146–157.

Потёмина, М.С. Поэтика деконструкции текста Р. Йиргля: переводческий аспект // Слово.ру: Балтийский акцент. Т. 13. № 2. 2022. С. 134–146. DOI 10.5922/2225-5346-2022-2-7

Danneman, K. (2009). Der blutig=obszön=banale 3-Groschen-Roman namens Geschichte. Gesellshafts- und Zivilisationskritik in den Romanen Reinhard Jirgls. Würzburg: Königshausen & Neumann.

De Winde, A. (2008). Palimpsest der Gespenster: Intertextualität, Genealogie und Spektralität im Werk von Reinhard Jirgl (Doctoral Dissertation, Lueven).

Demir, M.I. (2016). Poetologie der Ränder. Kulturpoetische Dimension performativer Schreibverfahren in Reinhard Jirgls Genealogie des Tötens. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Grimm, E. (2007). Die Lebensläufe Reinhard Jirgls. Techniken des melotraumatischen Inszenierung. In D. Clarke, & A. De Winde (Eds.), Reinhard Jirgl. Perspektiven, Lesearten, Kontexte. Amsterdam, New York: Rodopi, 197– 226.

Jirgl, R. (2010a). Abschied von den Feinden. München: dtv.

Jirgl, R. (2008a). Abtrünnig. Roman aus der nervösen Zeit. München: dtv.

Jirgl, R. (2000). Die atlantische Mauer. München-Wien: Hanser.

Jirgl, R. (2008b). Die wilde und die gezähmte Schrift. Eine Arbeitsübersicht In R. Jirgl, Land und Beute. Aufsätze aus den Jahren 1996 bis 2006. München: Carl Hansen Verlag, 92–122.

Jirgl, R. (2011). Das Gegenteil von Spiel ist nicht Ernst, sondern Wirklichkeit! Text und Kritik, 189, 80–85.

Jirgl, R. (2010b). Genealogie des Tötens. München: dtv.

Jirgl, R. (1997). Hundsnächte. München: dtv.

Jirgl, R. (1991). Im offenen Meer. Schichtungsroman. Hamburg, Zürich: Luchterhand.

Jirgl, R. (2008c). Zeit der niedrigen Himmel. In R. Jirgl, Land und Beute. Aufsätze aus den Jahren 1996 bis 2006. München: Carl Hansen Verlag, 53–65.

Tommek, H. (2015). „Von Dämmerung zu Dämmerung“ Zum Verhältnis von Moderne, Post-Moderne und Ost-Moderne im Werk von Reinhard Jirgl. In V. Chilese, & M. Galli (Eds.), Im Osten geht die Sonne auf? Tendenzen neuerer ostdeutscher Literatur. Würzburg: Königshausen & Neumann, 121–136.

Törne v., D. (1995). Ins Metaphorische gesteigerte Detailbesessenheit. ndl, 5, 156–158.

References

Danneman, K. (2009). Der blutig=obszön=banale 3-Groschen-Roman namens Geschichte. Gesellshafts- und Zivilisationskritik in den Romanen Reinhard Jirgls [The bloody=obscene=banal 3-cent novel called History. Criticism of society and civilization in Reinhard Jirgl’s Novels]. Würzburg: Königshausen & Neumann.

De Winde, A. (2008). Palimpsest der Gespenster: Intertextualität, Genealogie und Spektralität im Werk von Reinhard Jirgl [Palimpsest of ghosts: intertextuality, genealogy and spectrality in the work of Reinhard Jirgl] (Doctoral Dissertation, Lueven).

Demir, M. I. (2016). Poetologie der Ränder. Kulturpoetische Dimension performativer Schreibverfahren in Reinhard Jirgls Genealogie des Tötens [Poetology of the margins. Culturalpoetic dimension of performative writing procedures in Reinhard Jirgl’s Genealogy of Killing]. Würzburg: Königshausen & Neumann.

Grimm, E. (2007). Die Lebensläufe Reinhard Jirgls. Techniken des melotraumatischen Inszenierung [The life stories of Reinhard Jirgl. Techniques of melotraumatic staging]. In: D. Clarke, & A. De Winde (Eds.), Reinhard Jirgl. Perspektiven, Lesearten, Kontexte [Reinhard Jirgl. Perspectives, ways of reading, contexts]. Amsterdam, New York: Rodopi, 197–226. Jirgl, R. (2010a). Abschied von den Feinden [A farewell to enemies]. München: dtv.

Jirgl, R. (2008a). Die wilde und die gezähmte Schrift. Eine Arbeitsübersicht [The wild and the tamed writing. A work overview]. In R. Jirgl, Land und Beute. Aufsätze aus den Jahren 1996 bis 2006 [Land and prey. Articles from 1996 to 2006]. München: Carl Hansen Verlag, 92–122. Jirgl, R. (2000). Die atlantische Mauer [The Atlantic wall]. München-Wien: Hanser.

Jirgl, R. (2008b). Zeit der niedrigen Himmel [Time of the low skies] In R. Jirgl, Land und Beute. Aufsätze aus den Jahren 1996 bis 2006 [Land and prey. Articles from 1996 to 2006]. München: Carl Hansen Verlag, 53–65.

Jirgl, R. (2011). Das Gegenteil von Spiel ist nicht Ernst, sondern Wirklichkeit! [The opposite of play is not seriousness, but reality!]. Text und Kritik, 189, 80–85.

Jirgl, R. (2010b). Genealogie des Tötens [Genealogy of killing]. München: dtv.

Jirgl, R. (1997). Hundsnächte [Dog nights]. München: dtv.

Jirgl, R. (1991). Im offenen Meer. Schichtungsroman [In the open sea. Layering novel]. Hamburg, Zürich: Luchterhand.

Jirgl, R. (2008c). Abtrünnig. Roman aus der nervösen Zeit [Renegade. Novel from the nervous time]. München: dtv.

Potyomina, M.S. (2011). Bolevoy sindrom ob”yedineniya: “NOX” T. Hettche [Pain syndrome of reunification: “NOX” by T. Hettche]. Vestnik BFU im. I. Kanta, Ser. Filologicheskie nauki [Herald of Immanuel Kant Baltic Federal University. Philology], 2, 43– 49.

Potyomina, M.S. (2019). Ob’yedineniye Germanii kak opyt «sotsiokul’turnoy travmy» [German reunification as “sociocultural trauma” experience]. In. N. S. Babenko (Ed.), Russkaya germanistika. Ezhegodnik Rossiyskogo soyuza germanistov [Russian Germanistics. Yearbook of the Russian Union of Germanists] (Vol. 16). Nizhniy Novgorod: Dekom, 146–157.

Potyomina, M.S. (2020). «Pamyat’» i «zabveniye» v sovremennoy literature Germanii [“Memory” and “oblivion” in contemporary German literature]. Praktiki i Interpretatsii: Zhurnal Philologicheskikh, Obrazovatel’nykh i Kul’turnykh Issledovanyi [Practices &

Interpretations: A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies], 5 (4), 17–34. DOI 10.18522/2415-8852-2020-4-17-34

Potyomina, M.S. (2022). Poetika dekonstrukcii teksta R. Jirglya: perevodcheskij aspect [Poetics of the deconstruction of Reinhard Jirgl’s text: A translational perspective] Slovo.ru: Baltijskij accent, 13 (2), 134–146. DOI 10.5922/2225-5346-2022-2-7

Tommek, H. (2015). „Von Dämmerung zu Dämmerung“ Zum Verhältnis von Moderne, Post-Moderne und Ost-Moderne im Werk von Reinhard Jirgl. [“From Twilight to Twilight” on the relationship between modernism, postmodernism, and Eastern modernism in the work of Reinhard Jirgl] In V.Chilese, & M. Galli M. (Eds.), Im Osten geht die Sonne auf? Tendenzen neuerer ostdeutscher Literatur [The East the sun rises? Tendencies of recent East German Literature].Würzburg: Königshausen & Neumann, 121–136.

Törne v., D. (1995). Ins Metaphorische gesteigerte Detailbesessenheit. [Obsession with detail heightened to the metaphoric]. ndl, 5, 156–158.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Марина Сергеевна Потёмина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.