ОТКАЗ ОТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ЭКЗОФИКШН МАРИ ДАРЬЕСЕК И КАМИЙ ЛОРАНС

Лариса Евгеньевна Муравьева

Аннотация


Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного на 50-й Международной научной филологической конференции имени Л.В. Вербицкой (Санкт-Петербургский государственный университет).

Современная французская литература отмечена расцветом гибридных жанров. Статья посвящена изучению романов, относящихся к одному из ведущих в современной французской литературе гибридных жанров – экзофикшн. В основе экзофикциональных текстов лежит апроприация чужого опыта и вживание в чужую историю. Вместо цепи событий, организующей традиционный биографический роман, в экзофикциональном нарративе на первый план выходит заполнение лакун личным опытом повествователя, вместо репрезентации – «перцептивная автономия нарратора» (С. Леконт Дотиль). Основными мотивами экзофикциональной прозы становятся как исследование чужой биографии и работа с архивом, так и аффективность, обнажающая связь рассказываемой истории с опытом субъекта. Основным фокусом предлагаемого в статье исследования становятся два романа современных французских писательниц: «Быть здесь – уже чудо» Мари Дарьесек (“Être ici est une splendeur”, 2016) и «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Камий Лоранс (“La petite danseuse de quatorze ans”, 2017). В центре повествования обоих романов оказывается история биографической личности – немецкой художницы– экспрессионистки Паулы Модерзон-Беккер и танцовщицы парижской Оперы Мари Женевьев ван Гётем, позировавшей Дега для знаменитой впоследствии скульптуры. Оба текста обнаруживают как схожие тематические зоны, – в частности, реконтекстуализацию социальных и гендерных проблем и переосмысление статуса женщины в искусстве, – так и общие нарративные и жанровые конвенции. Это и гибридизация – смешение романа, биографии, эссе и исследования; и особый статус внутридиегетического нарратора; авторефлексивные стратегии письма; и проблематизация границы между реальным и вымышленным. Однако особую роль играет отказ от репрезентации, подчеркивающий сингулярное измерение экзофикционального нарратива. В статье анализируются романы К. Лоранс и М. Дарьесек и выявляются признаки гибридного жанра экзофикшн, особым образом работающего с опытом «вчувствования» (Einfühlung). В ходе анализа романов исследуются эстетические, этические и нарративные стратегии, избираемые писательницами для работы в гибридном жанре. В итоге показывается, каким образом экзофикшн работает с отказом от репрезентации и как это поддерживается оптикой «женского письма».

Ключевые слова: экзофикшн, нарратив, гибридные жанры, французская литература, Мари Дарьесек, Камий Лоранс

Для цитирования:
Муравьева Л.Е. Отказ от репрезентации: экзофикшн Мари Дарьесек и Камий Лоранс // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 2. С.134–149. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-2-134-149


Полный текст:

PDF

Литература


Дарьесек, М. Быть здесь – уже чудо: жизнь Паулы Модерзон–Беккер / пер. с франц. С. Яцык. М.: No Kidding Press, 2020.

Штейерль, Х. По ту сторону репрезентации. Эссе 1999–2009 гг. / пер. с нем. Е. Маленинской. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2021.

Ямпольский, М.Б. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Barnes, L. (2015). Truth, trauma, treachery: Camille Laurens vs. Marie Darrieussecq. MLN, 130 (4), 998–1012.

Cixous, H. (2010 [1975]). Le rire de la Méduse et autres ironies. Paris: Galilée.

Darrieussecq, M. (2016). Être ici est une splendeur, vie de Paula M. Becker. Paris: P.O.L.

Darrieussecq, M., Hirsch, J.-P. (2017, March 14). Être ici est une splendeur, vie de Paula M. Becker [Interview]. Retrieved from: https:// www.youtube.com/watch?v=YGuuZY7_j4w (date of access: 30.01.22).

Irigaray, L. (1992). Elemental passions. London: Routledge.

Laurens, C. (2017). La petite danseuse de quatorze ans. Paris: Stock.

Laurens, C. (2007). Marie Darrieussecq ou le syndrome du coucou. La Revue littéraire, 32, 495– 506. Retrieved from: https://books.openedition. org/pul/3774 (date of access: 30.01.22).

Lecomte Dauthuille S. (2018). Le motif improbable: le récit d’enquête français contemporain, Thierry Beinstingel, Emmanuel Carrère et Jean Rolin. (Doctoral Dissertation, Université Sorbonne Paris Cité, Paris). Retrieved from: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel03270892 (date of access: 30.01.22).

Riendeau, P. (2021). Mémoire, vérité et archive dans La petite danseuse de quatorze ans de Camille Laurens, In E. Chevrette (Ed.), Études françaises: mémoires, histoires et vérités dans la littérature française contemporaine. 57 (2), 31– 46.

Schaeffer, J.-M. (1999). Pourquoi la fiction? Paris: Éditions du Seuil.

Vasset, P. (2011, February 19). L’exofictif. Vacarme 54. Retrieved from: http://www. vacarme.org/article1986.html (date of access: 14.05.21).

Walton, K. L. (1990). Mimesis as make-believe on the foundations of the representational arts. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

References

Barnes, L. (2015). Truth, trauma, treachery: Camille Laurens vs. Marie Darrieussecq. MLN, 130 (4), 998–1012.

Cixous, H. (2010 [1975]). Le rire de la Méduse et autres ironies [The Laughter of the Medusa and other ironies]. Paris: Galilée.

Darrieussecq, M. (2020). Byt’ zdes’ i seichas – uzhe chudo: zhizn’ Pauly Modersohn-Becker [Being here is everything: the life of Paula Modersohn-Becker] (S. Yacyk, Trans.]. Мoscow: No Kidding Press.

Darrieussecq, M. (2016). Être ici est une splendeur, vie de Paula M. Becker [Being here is everything: the life of Paula Modersohn-Becker]. Paris: P.O.L.

Darrieussecq, M. (2017, March 14). Être ici est une splendeur, vie de Paula M. Becker [Being here is everything: the life of Paula Modersohn-Becker] [Interview]. Jean-Paul Hirsch. Retrieved from: https://www.youtube. com/watch?v=YGuuZY7_j4w (date of access: 30.01.22).

Irigaray, L. (1992). Elemental passions. London: Routledge.

Jampol’skij, M.B. (2007). Tkach i vizioner: ocherki istorii reprezentacii, ili O material’nom i ideal’nom v kul’ture [The weaver and the visionary: essays on the history of representation, or on the material and the ideal in culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Laurens, C. (2017). La petite danseuse de quatorze ans [The little fourteen-year-old dancer]. Paris: Stock.

Laurens, C. (2007). Marie Darrieussecq ou le syndrome du coucou [Marie Darrieussecq or the cuckoo syndrome]. La Revue littéraire, 32, 495– 506. Retrieved from: https://books.openedition. org/pul/3774 (date of access: 30.01.22).

Lecomte Dauthuille, S. (2018). Le motif improbable: le récit d’enquête français contemporain, Thierry Beinstingel, Emmanuel Carrère et Jean Rolin [The improbable motive: the contemporary French investigative narrative, Thierry Beinstingel, Emmanuel Carrère and Jean Rolin] (Doctoral Dissertation, Université Sorbonne Paris Cité). Retrieved from: https:// tel.archives-ouvertes.fr/tel-03270892 (date of access: 30.01.22).

Riendeau, P. (2021). Mémoire, vérité et archive dans La petite danseuse de quatorze ans de Camille Laurens [Memory, truth and the archive in «The little fourteenyear-old dancer» by Camille Laurens], In E. Chevrette (Ed.), Études françaises: Mémoires, histoires et vérités dans la littérature française contemporaine, [French studies: memoirs, stories and truths in contemporary French literature]. 57 (2), 31–46.

Schaeffer, J.-M. (1999). Pourquoi la fiction? [Why fiction?]. Paris: Éditions du Seuil.

Steyerl, H. (2021). Po tu storonu reprezentatsii. Esse 1999–2009 [Beyond representation. Essays 1990–2000] (E. Maleninska, Trans.). Nizhniy Novgorod: Krasnaya lastochka.

Vasset, P. (2011, February 19). L’exofictif [The exofictive]. Vacarme 54. Retrieved from: http:// www.vacarme.org/article1986.html (date of access: 14.05.21).

Walton, K.L. (1990). Mimesis as makebelieve on the foundations of the representational arts. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Лариса Евгеньевна Муравьева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.