САРА УОТЕРС И ВИКТОРИАНСКИЙ КАНОН

Ольга Николаевна Кохан

Аннотация


В статье рассматривается специфика работы современной британской писательницы Сары Уотерс с викторианским каноном. Исследуются формы взаимодействия автора с викторианским текстом культуры, в основании которых позиция автора как профессионального историка ревизионистского толка, творческая рефлексия над викторианским каноном в духе историографического романа и интерес к популярным жанрам викторианской эпохи (социально-психологический роман Диккенса, сенсационный роман, публикации в популярном журнале “All the Year Round”). Романы Уотерс используют диккенсовский код и популярные сенсационные сюжеты с целью переосмысления классовых и гендерных вопросов, показа социальной топографии викторианской эпохи из перспективы современности, с ее пристальным интересом к социальным маргиналиям и фигурам аутсайдеров (актеры травести, представители нетрадиционных сообществ, преступники, спириты, тайная жизнь респектабельных классов). Писательница показывает, что динамичность городской социальной топографии, сложность культурного и гендерного самоопределения человека викторианской эпохи не только существовала, но и имела для него первостепенное значение. Роль текста Диккенса для понимания темы социального и городского ландшафта в романах Сары Уотерс не сводится к созданию постмодернистского пастиша. Связь Уотерс с Диккенсом генетическая: социальная основа становится необходимой системой координат для развития сюжета (зарисовки быта представителей разных слоев, создание документальных очерков городской жизни; внимание к конкретным обстоятельствам, среде, формирующей тот или иной характер). Использование Уотерс сюжетов и мотивов сенсационного романа также связано с широкой картиной неблагополучия общества, провоцирующего криминальные сюжеты данного жанра.

Ключевые слова: Сара Уотерс, викторианский канон, неовикторианский роман, Диккенс, сенсационный роман, социально-психологический роман, социальная топография

Для цитирования: Кохан, О.Н. Сара Уотерс и викторианский канон // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 3. С. 185–202. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-3-185-202


Полный текст:

PDF

Литература


Джумайло, О.А. Город как палимпсест в романе Питера Акройда «Хоксмур» (1985) // Symbolika form artystcznych w Europejskiej tradycji kulturowej: zdodla, funkcje, aktualizacja i redukcja. Siedlce, 2012. С. 87–93.

Мохначева, О.В. Роман-пастиш как отражение художественных миров Сары Уотерс / Актуальні проблеми філології і методики викладання мов: зб. наук. праць / под ред. С.І. Ковпіка, В.А. Гаманюка, А.В. Козлова та ін. – Кривий Ріг, 2013. Вип. 10. С. 110–125.

Новикова, В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2013.

Buchanan, R. (1862). “Society’s lookingglass”. Temple Bar, 6, 129–37.

Ciocia, S. (2007). “Queer and verdant”: the textual politics of Sarah Waters’s Neo-Victorian novels. Literary London, 5(2), 2, 1–15.

Dennis, A. (2008). Sarah Waters on NeoVictorian narrative celebrations and why she stopped writing about the Victorian era. NeoVictorian Studies, 1:1, 41–52.

Heilmann, A., & Llewellyn, M. (2010). The Victorians in the Twenty-First Century, 1999– 2009. Basignstoke: Palgrave Macmillan.

Hicklin, А. (2014). On a picnic outing with best-selling author Sarah Waters. Out. Retrieved from: https://www.out.com (date of access: 29.09.2022).

Hutcheon, L. (1988). A poetics of postmodernism: history, theory, fiction. London: Routledge.

Kaplan, C. (2007). Victoriana: history, fictions, criticism. Edinburgh: Edinburgh UP.

Loesberg, J. (2007). ‘‘The afterlife of Victorian sexuality: Foucault and Neo-Victorian historical fiction’’. Clio, 36.3, 361–89.

McCarthy, M. (2000). The construction of identity in Victorian sensation fiction (Doctoral Dissertation, University of Oxford, Oxford).

Moretti, (1983). Signs taken for wonders: essays in the sociology of literary forms. London: Verso.

Pleßke, N. (2014). The intelligible metropolis: urban mentality in contemporary London novels. Bielefeld: Verlag.

Pykett, L. (2003). The Newgate novel and sensation fiction 1830–1868. In M. Priestman (Ed.), The Cambridge companion to crime fiction. Cambridge: Cambridge University Press.

Showalter, E. (1978). A literature of their own: British woman novelists from Bronte to Lessing. London: Virago.

Tillotson, K. (1969). The lighter reading of the 1860’s. Introduction to W. Collins, The Woman in White. Boston, Mass.: Dover.

Wynne, D. (2001). The sensation novel and the Victorian family magazine. London: Palgrave MacMillan.

References

Buchanan, R. (1862). “Society’s looking-glass”. Temple Bar, 6, 129–37.

Ciocia, S. (2007). “Queer and verdant”: the textual politics of Sarah Waters’s Neo-Victorian novels. Literary London, 5(2), 2. Pp. 1–15.

Dennis, A. (2008). Sarah Waters on NeoVictorian narrative celebrations and why she stopped writing about the Victorian era. NeoVictorian Studies, 1:1, 41–52.

Dzhumaylo, O. A. (2012). Gorod kak palimpsest v romane Pitera Akrojda “Khoksmur” (1985) [The city as a palimpsest in Peter Ackroyd’s Hawksmoor (1985)]. Symbolika form artystcznych w Europejskiej tradycji kulturowej: zdodla, funkcje, aktualizacja i redukcja [Symbolism of artistic forms in the European cultural tradition: goodness, functions, actualization and reduction]. Siedlce, 87-93.

Heilmann, A., & Llewellyn, M. (2010). The Victorians in the Twenty-First Century, 1999– 2009. Basignstoke: Palgrave Macmillan.

Hicklin, А. (2014). On a picnic outing with best-selling author Sarah Waters. Out. Retrieved from: https://www.out.com (date of access: 29.09.2022).

Hutcheon, L. (1988). A poetics of postmodernism: history, theory, fiction. London: Routledge.

Kaplan, C. (2007). Victoriana: history, fictions, criticism. Edinburgh: Edinburgh UP.

Loesberg, J. (2007). ‘‘The afterlife of Victorian sexuality: Foucault and Neo-Victorian historical fiction’’. Clio, 36.3, 361–89.

McCarthy, M. (2000). The construction of identity in Victorian sensation fiction (Doctoral Dissertation, University of Oxford, Oxford).

Mokhnacheva, O. V. (2013). Roman pastish kak otrazhenie khudozhestvennykh mirov Sary Uoters [The pastiche novel as a reflection of the artistic worlds of Sarah Waters]. In S. Kovpik, V. A. Gamanyuk, & A. V. Kozlov (Eds.), Aktualni problemi v filologii I metodiki-vikladannya-mov [Relevant issues in philology and methods of language teaching]. Krivij Rig, 10, 110-125.

Moretti, (1983). Signs taken for wonders: essays in the sociology of literary forms. London: Verso.

Novikova, V. G. (2013). Britanskij socialnyj roman v ehpokhu postmodernizma [British social novel in the era of postmodernism]. Nizhnij Novgorod: Izdatelstvo Nizhegorodskogo universiteta.

Pleßke, N. (2014). The intelligible metropolis: urban mentality in contemporary London novels. Bielefeld: Verlag.

Pykett, L. (2003). The Newgate novel and sensation fiction 1830–1868. In M. Priestman (Ed.), The Cambridge companion to crime fiction. Cambridge: Cambridge University Press.

Showalter, E. (1978). A literature of their own: British woman novelists from Bronte to Lessing. London, Virago.

Tillotson, K. (1969). The lighter reading of the 1860’s. Introduction to W. Collins, The Woman in White. Boston, Mass.: Dover.

Wynne, D. (2001). The sensation novel and the Victorian family magazine. London: Palgrave MacMillan.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Ольга Николаевна Кохан


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.