СОБЫТИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ В «РАБОТЕ НОЧИ» ТОМАСА ГЛАВИНИЧА: К ПОЭТИКЕ РОМАНА БЕЗ ГЕРОЕВ
Аннотация
Исследование поэтики романа без героев представляется весьма плодотворным при анализе постапокалиптического романа австрийского писателя Томаса Главинича «Работа ночи» (2006). Значительный интерес представляет изучение литературного текста в идейно-тематическом плане, а также с точки зрения исследования художественного мира произведения, который полностью безлюден, лишен протагонистов и исключает межчеловеческое общение. Единственный персонаж романа оказывается полностью выключенным из социальной коммуникации, и его попытки «вернуться» в поле общения, преодолеть абсолютное одиночество порождают другого человека, его «двойника», Спящего. Однако этот порожденный «работой ночи» образ оказывается недоступен диалогу. Использование компаративного анализа текстов в данной статье помогло сделать необходимые выводы для данного исследования и описать повествовательные приемы в романе «Работа ночи». Сопоставление романа Томаса Главинича с рядом других романов, в особенности с романами австрийских писателей Марлен Хаусхофер «Стена» (1963) и Герберта Розендорфера «Большое соло для Антона» (1976), подчеркивает «безгеройность» «Работы ночи», где единственный протагонист превращается в фантомную фигуру, которая вовлечена автором в игру-испытание. В борьбе с самим собой, со своими страхами и с невозможностью вернуться в поле коммуникации Йонас уходит из жизни, растворяясь в тексте книги, автор которой тоже исчезает из созданного им фиктивного мира. Художественный мир, созданный австрийским писателем, насыщен предметами и приметами «реального» мира, однако вследствие ирреального повествовательного допущения – беспричинного и бесследного исчезновения населявшего его человечества – он приобретает черты мира выморочного, сновидческого, в котором предметы лишены своей соотнесенности с социальным. Роман без героев Т. Главинича в своей ценностно-этической перспективе интерпретируется как книга-предупреждение, книга, «спасающая чью-то жизнь» от отчаянного одиночества, от превращения пространства обитания человека в постапокалиптический мир без людей.
Ключевые слова: Томас Главинич, современная австрийская литература, постапокалиптический роман, робинзонада, коммуникация
Для цитирования: Белобратов, А.В., Сафина, А.С. Событие глобальной катастрофы в «Работе ночи» Томаса Главинича: к поэтике романа без героев // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 82–95. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-1-82-95
Полный текст:
PDFЛитература
Акрамов, Ш. Р. Научная фантастика - проблемы определения // Актуальные вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (12 ноября 2012 г.). Новосибирск: СибАК, 2012. C. 74–76.
Кафка, Ф. Роман. Новеллы. Притчи / пер. Р. Райт-Ковалёвой. М.: Прогресс, 1965.
Хаусхофер, М. Стена / пер. Е.М. Крепак. СПб.: Фантакт, 1994.
Шопенгауэр, А. Собр. соч. В 6 тт. Т. 1: Мир как воля и представление / под ред. А. Чанышева. М.: Терра, 1999.
Boeckl, N. (2015). Wirklichkeit als Versuchsanordnung. Postavantgardistisches Schreiben in der österreichischen Gegenwartsliteratur des Postmilleniums am Beispiel von Thomas Glavinic. Würzburg: Königshausen & Neumann.
Büscher, N. (2014). Solipsismus in der Großstadt: Thomas Glavinics Die Arbeit der Nacht. In J. Standke (Ed.), Die Romane Thomas Glavinics. Literaturwissenschaftliche und deutschdidaktische Perspektiven. Frankfurt a. M.: Peter Lang, 183–209.
Forsbach, F. (2014). Die Hauptfigur in Glavinics Die Arbeit der Nacht als medial vermittelte Existenz. In A. Bartl, J. Glasenapp, & I. Hermann (Eds.), Zwischen Alptraum und Glück. Thomas Glavinics Vermessungen der Gegenwart. Göttingen: Wallstein, 132–146.
Gendolla, P. (2015). „ein blindes Etwas in einem Käfig“. Ich-Perspektive und Autofunktion bei Thomas Glavinic. Österreichische Gegenwartsliteratur. Sonderband. Text + Kritik, 9, 217–230.
Glavinic, Th. (2006). Die Arbeit der Nacht. Ulm: Hanser.
Kriegleder W. (2014). Thomas Glavinic – Der unzuverlässige Erzähler. In A. Bartl, J. Glasenapp, & I. Hermann (Eds.), Zwischen Alptraum und Glück. Thomas Glavinics Vermessungen der Gegenwart. Göttingen: Wallstein, 41–64.
Kublitz-Kramer, M. (2008). Einsame Mahlzeiten. Alleinessende in Marlen Haushofers Die Wand und Thomas Glavinic’ Die Arbeit der Nacht. In C. Lillge, & A.-R. Meyer (Eds.), Interkulturelle Mahlzeiten. Kulinarische Begegnungen und Kommunikation in der Literatur. Bielefeld: transcript, 277–293.
Strigl, D. (2000). Vertreibung aus dem Paradies. Marlen Haushofers Existentialismus. In A. Bosse, & C. Ruthner (Eds.), „Eine geheime Schrift aus diesem Splitterwerk enträtseln...“ Marlen Haushofers Werk im Kontext. Basel, Tübingen: francke, 121–136.
Stuhlfauth, M. (2011). Moderne Robinsonaden. Eine gattungstypologische Untersuchung am Beispiel von Marlen Haushofers „Die Wand“ und Thomas Glavinics „Die Arbeit der Nacht“. Würzburg: Ergon.
Walther-Jochum, R. (2016). Autobiographietheorie in der Postmoderne. Bielefeld: transcript.
References
Akramov, S.R. (2012). Science fiction – problems of definition. Proceedings of the International Conference Topical issues of philology, art history and cultural studies. Novosibirsk: SiBac, 74–76.
Boeckl, N. (2015). Wirklichkeit als Versuchsanordnung. Postavantgardistisches Schreiben in der österreichischen Gegenwartsliteratur des Postmilleniums am Beispiel von Thomas Glavinic [Reality as an experimental model. Post-avantgarde writing in modern Austrian literature of the post-millennial era on the example of Thomas Glavinich]. Würzburg: Königshausen & Neumann.
Büscher, N. (2014). Solipsismus in der Großstadt: Thomas Glavinics Die Arbeit der Nacht [Solipsism in the big city: Thomas Glavinich’s Night work]. In J. Standke (Ed.), Die Romane Thomas Glavinics. Literaturwissenschaftliche und deutschdidaktische Perspektiven [The novels of Thomas Glavinich. Literary and German didactic perspectives]. Frankfurt a. M.: Peter Lang, 183–209.
Forsbach, F. (2014). Die Hauptfigur in Glavinics Die Arbeit der Nacht als medial vermittelte Existenz [The main character in Glavinich’s book “Night work” as an existence mediated by the Mass Media]. In A. Bartl, J. Glasenapp, & I. Hermann (Eds.), Zwischen Alptraum und Glück. Thomas Glavinics Vermessungen der Gegenwart [Between nightmare and happiness. Thomas Glavinich’s surveying of the present]. Göttingen: Wallstein, 132–146.
Gendolla, P. (2015). „ein blindes Etwas in einem Käfig“. Ich-Perspektive und Autofunktion bei Thomas Glavinic. [“A blind thing in a cage.” A first-person view and an automatic function from Thomas Glavinich]. Österreichische Gegenwartsliteratur. Sonderband. Text + Kritik [Austrian contemporary literature. Special volume. Text + Critisism], 9, 217–230. Glavinic, Th. (2006). Die Arbeit der Nacht [Night work]. Ulm: Hanser.
Haushofer, М. (1994). Die Wand [The Wall] (E.M. Krepak, Trans.). Saint-Petersburg: Fantakt.
Kafka, F. (1965). Roman, novelly, pritchi [Novel, short-stories, parables] (R. Rite-Kovaleva, Trans.). Moscow: Progress.
Kriegleder W. (2014). Thomas Glavinic – Der unzuverlässige Erzähler [Thomas Glavinich – the unreliable narrator]. In A. Bartl, J. Glasenapp, & I. Hermann (Eds.), Zwischen Alptraum und Glück. Thomas Glavinics Vermessungen der Gegenwart [Between nightmare and happiness. Thomas Glavinich’s surveying of the present]. Göttingen: Wallstein, 41–64.
Kublitz-Kramer, M. (2008). Einsame Mahlzeiten. Alleinessende in Marlen Haushofers Die Wand und Thomas Glavinic’ Die Arbeit der Nacht [Solitary meals. Lonely people in the film by Marlene Haushofer “The Wall” and “Night work” by Thomas Glavinich]. In C. Lillge, & A.-R. Meyer (Eds.), Interkulturelle Mahlzeiten. Kulinarische Begegnungen und Kommunikation in der Literatur [Intercultural nutrition. Culinary meetings and communication in literature]. Bielefeld: transcript, 277–293.
Schopenhauer, А. (1999). Die Welt als Wille und Vorstellung [Completed works in 6 vols. The world as will and representation (Vol. 1)] (A. Chanyshev, Ed.). Moscow: Terra.
Strigl, D. (2000). Vertreibung aus dem Paradies. Marlen Haushofers Existentialismus [Expulsion from paradise. Marlen Haushofer‘s existentialism]. In A. Bosse, & C. Ruthner (Eds.), „Eine geheime Schrift aus diesem Splitterwerk enträtseln...“ Marlen Haushofers Werk im Kontext [“Unraveling a secret script from this fragmentary work...” Marlen Haushofer’s work in context]. Basel, Tübingen: francke, 121–136.
Stuhlfauth, M. (2011). Moderne Robinsonaden. Eine gattungstypologische Untersuchung am Beispiel von Marlen Haushofers „Die Wand“ und Thomas Glavinics „Die Arbeit der Nacht“ [Modern robinsonades. A genre-typological investigation using the example of Marlen Haushofer’s “The Wall” and Thomas Glavinich’s “Night work”]. Würzburg: Ergon.
Walther-Jochum, R. (2016). Autobiographietheorie in der Postmoderne [The theory of autobiography in postmodernism]. Bielefeld: transcript.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2023 Александр Васильевич Белобратов, Анна Сергеевна Сафина
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.