ЕДИНСТВО И ТЕСНОТА СТИХОВОГО РЯДА И АКТИВНО СЕМАНТИЗИРОВАННАЯ ГРАНИЦА В ЛИРИКЕ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО
Аннотация
Автор статьи опирается на идею М. Бахтина о централизации ритмических единиц в поэзии и закон единства и тесноты стихового ряда Ю. Тынянова. Объединяются две обозначенные Тыняновым проблемы: граница синтаксического и стихового рядов и колеблющиеся признаки поэтического слова. Цель статьи – изучить семантизацию границы синтаксического и стихового рядов на материале лирики Арсения Тарковского. Проведенный анализ проливает свет на следующие тенденции: граница стихового и синтаксического рядов у Тарковского не перегружена; усиление разрыва этой границы может служить сигналом финала стихотворения, граница словесного и послесловесного в финале произведения явственна; стихотворный перенос не является излюбленным приемом Тарковского; лексическая лиминальность для Тарковского важнее синтаксической, которая поддерживает ее, служит ее потребностям; колеблющиеся признаки нередко излучаются из магистральной в стихотворении метафоры; концептуальное слово зачастую находится в середине строки; рифма является дискретным средством активной семантизации текста: поэт не стремится к неординарным созвучиям, не отвлекая на них внимание; использует и белый стих; сукцессивность стихотворной речи у исследуемого автора во многом возникает благодаря контексту; активно семантизированная граница для Тарковского скорее минус-прием, поэт демонстрирует силу лексической окраски слова и в середине строки. Мягкие эксперименты Тарковского в русле единства и тесноты стихового ряда работают на единство лексических и синтаксических единиц в произведении. Синтаксис в поэтике Тарковского коррелирует с деликатным отношением автора к читательской интерпретации и демиургическими способностями его лирического героя.
Ключевые слова: закон единства и тесноты стихового ряда, ритм, семантика стиха, Арсений Тарковский, активно семантизированная граница
Для цитирования: Зейферт, Е.И. Единство и теснота стихового ряда и активно семантизированная граница в лирике Арсения Тарковского // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 118–132. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-1-118-132
Полный текст:
PDFЛитература
Бахтин, М.М. Слово в романе. СПб., М.: Пальмира, 2017.
Верещагина, Е.Н. Поэзия Арсения Тарковского в контексте традиций Серебряного века: дис. … канд. филол. н. Вологда, 2005.
Воронова, Т.А. Антропоцентризм в поэзии А.А. Тарковского // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2010. Вып. 6. С. 10–14.
Гаспаров, М.Л. «Теснота стихового ряда». Семантика и синтаксис // L. Fleishman, Ch. Gölz, A.A. Hansen-Löve (Hg.). Analysieren als Deuten Wolf Schmid zum 60. Geburtstag. Hamburg: Hamburg University Press, 2004. C. 85–95.
Левкиевская, Е. Е. Концепт человека в аксиологическом словаре поэзии А. Тарковского // Категории и концепты славянской культуры: труды отдела истории культуры. М.: Институт славяноведения РАН, 2007. С. 340–351.
Мансков, С.А. Мотив творения в поэзии Арсения Тарковского // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2 (82). С. 160–163.
Марков, А.В. От знака к знанию. М.: Риполклассик, 2018.
Матяш, С.А. Еще раз о проблеме выявления стихотворных переносов (enjambements) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11. С. 26–33.
Матяш, С.А. Стихотворный перенос (enjambement) в русской поэзии. Очерки теории и истории. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
Норман, Б.Ю. Борьба стихотворной строки с предложением в поэтическом тексте // Известия УрФУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 3 (200). C. 198–210.
Павловская, И.Г. Образы пространства и времени в поэзии Арсения Тарковского: дис… канд. филол. н. Волгоград, 2007.
Синельников, М. Три стихотворения о Тарковском. Восточные переводы // Дружба народов. 1997. № 6. С. 208–219.
Степанов, А.Г. О семантике переноса: замечания к проблеме // Архетипические структуры художественного сознания. Вып. 3: Памяти В.В. Короны / науч. ред. Е.К. Созина. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. С. 139–144.
Степанов, А.Г. Перенос // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной Intrada, 2008. С. 162–163.
Тарковский, А. От Алигьери до Скиапарелли // Химия и жизнь. 1982. № 7. C. 81–87.
Тарковский, А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1 / сост. Т. Озерская-Тарковская. М.: Худож. лит, 1991.
Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. зав. В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1.: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Чаплыгина, Т.Л. Лирика Арсения Тарковского в контексте поэзии Серебряного века: дис. … канд. филол. н. Иваново, 2007.
References
Bakhtin, M.M. (2017). Slovo v romane [Word in a novel]. Saint-Petersburg-Moscow: Pal’mira.
Chaplygina, T.L. (2007). Lirika Arseniya Tarkovskogo v kontekste poezii Serebryanogo veka [The lyrics of Arseny Tarkovsky in the context of the poetry of the Silver Age] (Doctoral Dissertation, Ivanovo State University, Ivanovo).
Gasparov, M.L. (2004). “Tesnota stikhovogo ryada”. Semantika i sintaksis [“Closeness of the verse series”. Semantics and syntax]. In L. Fleishman, Ch. Gölz, & A.A. Hansen-Löve (Eds.), Analysieren als Deuten Wolf Schmid zum 60. Geburtstag [Analyzing how to interpret Wolf Schmid on his 60th birthday]. Hamburg, Hamburg University Press, 85–95.
Levkiyevskaya, Ye. Ye. (2007). Kontsept cheloveka v aksiologicheskom slovare poezii A. Tarkovskogo [The concept of man in the axiological dictionary of A. Tarkovsky’s poetry]. Kategorii i kontsepty slavyanskoy kul’tury: trudy otdela istorii kul‘tury [Categories and concepts of Slavic culture: proceedings of history of culture department]. Moscow: Institut slavyanovedeniya RAN, 340–351.
Manskov, S.A. (2014). Motiv tvoreniya v poezii Arseniya Tarkovskogo [The motive of creation in the poetry of Arseny Tarkovsky].
Izvestiya Altayskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Bulletin of Altay State University], 2 (82), 160–163.
Markov, A.V. (2018). Ot znaka k znaniyu [From sign to knowledge]. Moscow: Ripolklassik, 46–47.
Matyash, S.A. (2015). Yeshche raz o probleme vyyavleniya stikhotvornykh perenosov (enjambements) [Once again about the problem of identifying poetic enjambements]. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Herald of Orenburg State University], 11, 26– 33.
Matyash, S.A. (2017). Stikhotvornyy perenos (enjambement) v russkoy poezii. Ocherki teorii i istorii [Poetic transfer (enjambement) in Russian poetry. Essays on theory and history]. SaintPetersburg: Herzen University.
Norman, B.Yu. (2020). Bor’ba stikhotvornoy stroki s predlozheniyem v poeticheskom tekste [The struggle of a poetic line with a sentence in a poetic text]. Izvestiya UrFU, Seria 2, Humanitarnye Nauki [Bulletin of Urals Federal University, Part 2, Liberal Arts] (Vol. 22), 3 (200), 198–210.
Pavlovskaya, I.G. (2007). Obrazy prostranstva i vremeni v poezii Arseniya Tarkovskogo [Images of space and time in the poetry of Arseny Tarkovsky] (Doctoral Dissertation, Volgograd State University, Volgograd).
Sinel’nikov, M. (1997). Vostochnyye perevody [Eastern translations]. Druzhba Narodov [Friendship of Nations], 6, 213–218.
Stepanov, A.G. (2002). O semantike perenosa: zamechaniya k probleme [About transfer semantics: remarks on the problem]. In E.K. Sozina (Ed.), Arkhetipicheskiye struktury khudozhestvennogo soznaniya [Archetypal structures of artistic mind] (Issue 3). Yekaterinburg: Urals State University, 139–144.
Stepanov, A.G. (2008). Perenos [Enjambement]. In N.D. Tamarchenko (Ed.), Poetika. Slovar’ aktual’nykh terminov i ponyatiy [Poetics. Dictionary of terms and concepts in use]. Moscow: Izdatelstvo Kulaginoy Intrada, 162–163.
Tamarchenko, N.D. Tyupa, V.I., & Broitman, S.N. (Eds.). (2004). Teoriya literatury: Teoriya khudozhestvennogo diskursa. Teoreticheskaya poetika [Theory of literature: Theory of artistic discourse. Theoretical poetics] (Vol. 1). Moscow: Izdatel’skiy tsentr “Akademiya”.
Tarkovskiy, A. (1982). Ot Alig’yeri do Skiaparelli [From Alighieri to Schiaparelli]. Khimiya i Zhizn’ [Chemistry and Life], 7, 81–87.
Tarkovskiy, A. (1991). Sobraniye sochineniy v 3 t. [Collected works in 3 volumes] (Vol. 1) (T. Ozerskaya-Tarkovskaya, Ed.). Moscow: Khudozhestvennaya literatura.
Tynyanov, Yu.N. (2004). Problema stikhotvornogo yazyka [The problem of poetic language]. Moscow: Editorial URSS.
Vereshchagina, Ye.N. (2005). Poeziya Arseniya Tarkovskogo v kontekste traditsiy Serebryanogo veka [Poetry of Arseny Tarkovsky in the context of the traditions of the Silver Age] (Doctoral Dissertation, Vologda State University, Vologda).
Voronova, T.A. (2020). Antropotsentrizm v poezii A.A. Tarkovskogo [Anthropocentrism in the poetry of A.A. Tarkovsky]. Aktual’nyye Voprosy Sovremennoy Filologii i Zhurnalistiki [Issues of Contemporary Philology and Journalism], 6, 10–14.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2023 Елена Ивановна Зейферт
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.