Изображение на обложке

ТОМАС БЕРНХАРД. ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В КОМИКСАХ

Светлана Юрьевна Новикова

Аннотация


В статье представлен анализ графических книг, основанных на произведениях классика австрийской литературы XX в. Томаса Бернхарда (1931–1989). Материалом исследования служат графические романы, графические мемуары и биографические книги, созданные двумя австрийскими художниками-иллюстраторами – Николасом Малером и Лукасом Куммером. Проанализированы приемы, которые используются художниками при работе с гипотекстом (Ж. Женетт) – драматургическими и повествовательными произведениями Бернхарда: драмой «Спаситель человечества» (“Der Weltverbesserer”, 1978), романом «Старые мастера. Комедия» (“Alte Meister. Komödie”, 1985) и автобиографическими повестями «Причина: Прикосновение» (“Die Ursache: Eine Andeutung”, 1975), «Подвал: ускользание» (“Der Keller. Eine Entziehung”, 1976), «Дыхание: выбор» (“Atem. Eine Entscheidung”, 1978), «Холод: изоляция» (“Die Kälte. Eine Isolation”, 1981). Особое внимание уделяется способам передачи поэтики писателя при помощи художественных средств, таких как техника рисования, цветовая гамма, композиция панелей, стилизация персонажей и сцен. Исследуются отбор тематических комплексов (театральность и метатеатральность, проблема правды и вымысла, травма и др.) и особенности трансляции индивидуального литературного стиля писателя (синтаксис, ритм и риторика и др.). Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет выявить сходства и различия в подходе к визуализации и интерпретации литературного материала и раскрыть разнообразие визуальных решений и подходов к передаче художественного мира произведений Томаса Бернхарда. Результаты исследования позволяют осмыслить потенциал комиксов как средства передачи литературной эстетики и создания уникального визуального пространства, которое дополняет и расширяет текстовое измерение литературных произведений.

Ключевые слова: австрийская литература XX в., Томас Бернхард, графический роман, комиксы

Для цитирования: Новикова, С.Ю. Томас Бернхард. Портрет художника в комиксах // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 2. С. 53–67. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-2-53-67

 


Полный текст:

PDF

Литература


Белобратов, А.В. Томас Бернхард: постижение // Бернхард, Т. Все во мне…: автобиография / Томас Бернхард / пер. Р. Райт-Ковалевой, В. Фадеева, Т. Баскаковой, Е. Михелевич. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2006. C. 558–574.

Бернхард, Т. Все во мне…: автобиография / пер. Р. Райт-Ковалевой, В. Фадеева, Т. Баскаковой, Е. Михелевич. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006.

Котелевская, В.В. Новые книги о Томасе Бернхарде // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 150–161. https://doi.org/10.18522/2415-8852-2021-1-150-161

Alker, S. (2005). Entronnensein – zur Poetik des Ortes: Internationale Orte in der österreichischen Gegenwartsliteratur: Thomas Bernhard, Peter Handke, Christoph Ransmayer, Gerhard Roth. Wien: Braumüller.

Bartels, G. (2011, November 2). Comic-Adaptation. Das Genie steckt im Detail. Tagesspiegel. Retrieved from: https://www.tagesspiegel.de/kultur/comics/das-geniesteckt-im-detail-2016298.html (date of access: 07.05.2023).

Bartels, G. (2019, March 13). Thomas Bernhards „Die Ursache“ als Comic. Düsterer Meister. Tagesspiegel. Retrieved from: https://www.tagesspiegel.de/kultur/comics/dusterermeister-4043638.html (date of access: 05.05.2023).

Bernhard, Th. (1971). Der Italiener. Salzburg:Residenz Verlag.

Bernhard, Th. (2005). Korrektur. In Th. Bernhard, Werke: in 22 Bdn. Bd. 4. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2018). Die Ursache: Eine Andeutung. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2019). Der Keller: Eine Entscheidung. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2021). Der Atem: Eine Entscheidung. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2023). Die Kälte: Eine Isolation. Salzburg: Residenz.

Eck-Koeniger, A. (1995). Das Gasthaus: Der Raumbegriff im erzählerischen Werk Thomas Bernhards. Weitra: Bibliothek der Provinz.

Eyckeler, F. (1995). Reflexionspoesie: Sprachskepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards. Berlin: E. Schmidt.

Kampmann, E. (2013). Medien im deutschsprachigen Raum. In G. Rippl, & S. Winko (Eds.), Handbuch „Kanon und Wertung“. Theorien, Instanzen, Geschichte. Stuttgart, Weimar: Metzler, 134–140.

Kim, S. (2019). „Alles nichts als Karikatur“. Nicolas Mahlers Bernhard-Adaption Alte Meister und die Anti-Mimesis-Kunst. CLOSURE, 5.5. Retrieved from: https://www.closure.uni-kiel.de/closure5.5/kim (date of access: 07.05.2023).

Mahler, N., & Bernhard, Th. (2014). Thomas Bernhard: Der Weltverbesserer. Berlin: Suhrkamp.

Mahler, N., Platthaus, A., & Bernhard, Th. (2015). Thomas Bernhard: Alte Meister: Komödie. Berlin: Suhrkamp.

Mahler, N. (2020). schreibART ONLINE: Nicolas Mahler (Interview). Retrieved from: https://www.youtube.com/watchv=XEayBRe4Qs&ab_channel=%C3%96sterreichischeGesellschaftf%C3%BCrLiteratur (date of access: 07.05.2023).

Mahler, N. (2021). Thomas Bernhard: Die unkorrekte Biographie. Berlin: Suhrkamp.

Mahler, N., & Mittermayer, M. (2022). Thomas Bernhards Salzburg. Salzburg, Wien: Residenz Verlag.

Mairowitz, D. Z., & Crumb, R. (1993). Introducing Kafka. New York: Totem Books.

Marquardt, E. (1990). Gegenrichtung. Entwicklungstendenzen in der Erzählprosa Thomas Bernhards. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.

Schmitz-Emans, M. (2015). Nicolas Mahlers Literaturcomics. In M. Stuhlfauth, F. Trabert, & J. Waßmer (Eds.), Graphisches Erzählen. Neue

Perspektiven auf Literatur-Comics. Bielefeld: transcript, 19–42.

Schmitz-Emans, M. (2016). Literaturcomics. In J. Abel, & Ch. Klein (Eds.), Comics und Graphic Novels: Eine Einführung. Stuttgart: Metzler, 276−290.

Schröer, M. S. (2016). Graphic Memoirs – autobiografische Comics. In J. Abel, & Ch. Klein (Eds.), Comics und Graphic Novels: Eine Einführung. Stuttgart: Metzler, 263−275.

References

Alker, S. (2005). Entronnensein – zur Poetik des Ortes: Internationale Orte in der österreichischen Gegenwartsliteratur: Thomas Bernhard, Peter Handke, Christoph Ransmayer, Gerhard Roth [Being removed − on the poetics of place: international places in Austrian contemporary literature: Thomas Bernhard, Peter Handke, Christoph Ransmayer, Gerhard Roth]. Wien: Braumüller.

Bartels, G. (2011, November 2). Comic-Adaptation. Das Genie steckt im Detail [Comic adaptation. The genius is in the detail]. Tagesspiegel. Retrieved from: https://www.tagesspiegel.de/kultur/comics/das-geniesteckt-im-detail-2016298.html (date of access: 07.05.2023).

Bartels, G. (2019, March 13). Thomas Bernhards „Die Ursache“ als Comic Düsterer Meister [Thomas Bernhard’s “The Cause“ as a comic by Dark Masters]. Tagesspiegel. Retrieved from: https://www.tagesspiegel.de/kultur/comics/dusterer-meister-4043638.html (date of access: 05.05.2023).

Belobratov, A.V. (2006). Tomas Bernkhard: postizheniye [Thomas Bernhard: mastery]. In T. Bernhard, Vse vo mne…: avtobiografiya [All within me…: an autobiography] (R. Rayt-Kovalevа, V. Fadeyev, T. Baskakovа, & E. Mikhelevich, Trans.). Saint Petersburg: Ivan Limbakh Publ., 558–574.

Bernhard, Th. (1971). Der Italiener [The Italian]. Salzburg: Residenz Verlag.

Bernhard, Th. (2005). Korrektur [Correction]. In Th. Bernhard, Werke: In 22 Bdn. [Bernhard Th., works: in 22 volumes]. (Vol. 4). Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2018). Die Ursache: Eine Andeutung [The cause: an intimation]. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2019). Der Keller: Eine Entziehung [The cellar: a withdrawal]. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2021). Der Atem: Eine Entscheidung. [The breath: a decision]. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th., & Kummer, L. (2023). Die Kälte: Eine Isolation [The cold: an isolation]. Salzburg: Residenz.

Bernhard, Th. (2006). Vse vo mne…: avtobiografiya [All within me…: an autobiography] (R. Rayt-Kovalevа, V. Fadeyev, T. Baskakovа, E. Mikhelevich, Trans.). Saint Petersburg: Izd-vo Ivana Limbakha.

Eck-Koeniger, A. (1995). Das Gasthaus: Der Raumbegriff im erzählerischen Werk Thomas Bernhards [The inn: the concept of space in the narrative works of Thomas Bernhard]. Weitra: Bibliothek der Provinz.

Eyckeler, F. (1995). Reflexionspoesie: Sprachskepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards [Reflective poetry: language skepticism, rhetoric, and poetics in the prose of Thomas Bernhard]. Berlin: E. Schmidt.

Kampmann, E. (2013). Medien im deutschsprachigen Raum [Media in Germanspeaking countries]. In G. Rippl, & S. Winko (Eds.), Handbuch „Kanon und Wertung“. Theorien, Instanzen, Geschichte [Handbook “Canon and evaluation“: theories, instances, history]. Stuttgart, Weimar: Metzler, 134–140.

Kim, S. (2019). „Alles nichts als Karikatur“. Nicolas Mahlers Bernhard-Adaption “Alte Meiste” und die Anti-Mimesis-Kunst [“Everything nothing but caricature”: Nicolas Mahler’s Bernhard adaptation of “Old masters” and the art of anti-mimesis]. CLOSURE, 5.5. Retrieved from: https://www.closure.uni-kiel.de/closure5.5/kim (date of access 07.05.2023).

Kotelevskaya, V. (2021). Novyye knigi o Tomase Bernkharde [New books on Thomas Bernhard]. Praktiki i Interpretatsii: Zhurnal Filologicheskikh, Obrazovatel’nykh i Kul’turnykh Issledovaniy [Practices & Interpretations. A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies], 6(1), 150–161. https://doi.org/10.18522/2415-8852-2021-1-150-161

Mahler, N., & Bernhard, Th. (2014). Thomas Bernhard: Der Weltverbesserer [The world-fixer]. Berlin: Suhrkamp.

Mahler, N., Platthaus, A., & Bernhard, Th. (2015). Thomas Bernhard: Alte Meister: Komödie [Thomas Bernhard, Old masters: A comedy].

Berlin: Suhrkamp.

Mahler, N. (2020). schreibART ONLINE: Nicolas Mahler (Interview). Retrieved from: https://www.youtube.com/watch?v=XEayBRe4Qs&

ab_channel=%C3%96sterreichischeG esellschaftf%C3%BCrLiteratur (date of access: 07.05.2023).

Mahler, N. (2021). Thomas Bernhard: Die unkorrekte Biographie [Thomas Bernhard: The incorrect biography]. Berlin: Suhrkamp.

Mahler, N., & Mittermayer, M. (2022). Thomas Bernhards Salzburg [Thomas Bernhard’s Salzburg]. Salzburg, Wien: Residenz Verlag.

Mairowitz, D. Z., & Crumb, R. (1993). Introducing Kafka. New York: Totem Books.

Marquardt, E. (1990). Gegenrichtung. Entwicklungstendenzen in der Erzählprosa Thomas Bernhards [Counter-direction. Development trends in the narrative prose of Thomas Bernhard]. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.

Schmitz-Emans, M. (2016). Literaturcomics [Literature comics]. In J. Abel, & Ch. Klein (Eds.), Comics und Graphic Novels: Eine Einführung

[Comics and graphic novels: an introduction]. Stuttgart: Metzler, 276−290.

Schmitz-Emans, M. (2015). Nicolas Mahlers Literaturcomics [Nicolas Mahler’s Literary Comics]. In M. Stuhlfauth, F. Trabert, & J. Waßmer (Eds.), Graphisches Erzählen. Neue Perspektiven auf Literatur-Comics [Graphic storytelling: New perspectives on literary comics]. Bielefeld: transcript, 19–42.

Schröer, M. S. Graphic Memoirs – autobiografische Comics [Graphic Memoirs − Autobiographical Comics]. In J. Abel, & Klein, Ch. (Eds.), Comics und Graphic Novels: Eine Einführung [Comics and graphic novels: an introduction]. Stuttgart: Metzler, 263−275.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Светлана Юрьевна Новикова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.