Изображение на обложке

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОЛЬГИ ЛАВРЕНТЬЕВОЙ В ГРАФИЧЕСКОМ РОМАНЕ «СУРВИЛО»

Алексей Николаевич Ротанов

Аннотация


В данной статье рассматривается процесс реализации повествовательной стратегии Ольги Лаврентьевой на материале графического романа «Сурвило», который носит биографический характер, потому что отражает судьбу бабушки автора и этапы перерождения семьи Сурвило в семью Лаврентьевых. Во введении отражаются основные сложившиеся в научном дискурсе подходы к рецепции жанра графического романа, в частности мнение об автономности графической литературы и ее жанров относительно традиционного художественного текста. В связи с этим обосновывается необходимость углубленной разработки инструментария для анализа подобных произведений. Анализ романа «Сурвило» показал, что автор реализует повествовательную стратегию на разнообразных уровнях. При этом демонстрируется отбор вербальных и графических средств, которые поразному функционируют, раскрывая идеи и тематику произведения. Повествовательная стратегия раскрывается уже на уровне архитектоники, когда автор романа «Сурвило» подчиняет паратекстовые элементы заголовка и кадра-вставки выражению идей той или иной главы. Композиция романа также напрямую взаимодействует с содержательным уровнем, синтезируя его в системе мотивов и образов. Для реализации этой цели автор обновляет приемы реализации деталей в графическом повествовании и формирует устойчивые пайллайны для повествования. Помимо этого, выявляется и техническая реализация вербальной повествовательной модели. При помощи различного рода подчеркиваний и использования разнообразного начертания автор успешно имитирует свойства устной речи и передает интонационные акценты реплик, тем самым виртуозно управляя читательским восприятием. Рассматривается и метафорический потенциал художественно-графического «слова», примененного в данном произведении. В результате было выявлено, что в романе «Сурвило» реализована комплексная повествовательная стратегия, специфичная именно для романного нарратива, а не комикса.

Ключевые слова: графический роман, Ольга Лаврентьева, повествовательная стратегия, структура комикса, графическая метафора, Сурвило

Для цитирования: Ротанов, А.Н. Повествовательная стратегия Ольги Лаврентьевой в графическом романе «Сурвило» // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 2. С. 68–81. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-2-68-81


Полный текст:

PDF

Литература


Айснер, У. Контракт с Богом и другие истории арендованного дома / пер. М. Заславского. М.: МИФ, 2018.

Лаврентьева, О. Сурвило: [биографический роман]. СПб.: Бумкнига, 2020.

Ротанов, А.Н. О разграничении понятий «комикс», «рисованная история» и «графический роман» // Преподавание языка и литературы. 2022. № 3. С. 68–70.

Тамарченко Н.Д. Теория литературных жанров: учебн. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Элисс, У., Говард, Дж. Деревья. Книга 1 / пер. с англ. А.Ю. Бояршиной. М.: Издательство «Э», 2018.

Bulson, E. (2018). The Cambridge companion to the novel. Cambridge: Cambridge University Press.

McCloud, S. (2004). Understanding comics. New York: Harper Perennial.

Murrey, Ch. (2023, April 1). Graphic novel. Dictionary Britannica. Retrieved from: https:// www.britannica.com/art/graphic-novel (date of access: 01.06.2023).

References

Bulson, E. (2018). The Cambridge companion to the novel. Cambridge: Cambridge University Press.

Eisner, W. (2018). The contract with god and other tenement stories (M. Zaslavsky, Trans.). Moscow: MIF.

Eliss, W., & Howard, J. (2018). Trees. Book 1 (A.Yu. Boyarshina, Trans.). Moscow: Publishing house “E”.

Lavrentyeva, O. (2020). Survilo: biograficheskiy roman [Survilo: biographical novel]. Saint Petersburg: Bumkniga.

McCloud, S. (2004). Understanding comics. New York: Harper Perennial.

Murrey, Ch. (2023, April 1). Graphic novel. Dictionary Britannica. Retrieved from: https:// www.britannica.com/art/graphic-novel (date of access: 01.06.2023).

Rotanov, A.N. (2022). O razgranichenii ponyatiy “komiks”, “risovannaya istoriya” i “graficheskiy roman” [On the distinction between the concepts of “comic book”, “visual story” and “graphic novel”]. Prepodavanie Yazyka i Literatury” [Teaching Language and Literature], 3, 68–70.

Tamarchenko, N.D. (2011). Teoriya literaturny’kh zhanrov [Theory of literary genres]. Moscow: Akademiya.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Алексей Николаевич Ротанов


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.