Изображение на обложке

Биографический миф о Гайдне в интерпретации Стендаля и Жорж Санд

Анна Валентиновна Попова

Аннотация


В статье рассмотрены особенности интерпретации мифа о Гайдне во французской литературе эпохи романтизма – очерке Стендаля «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (“Vies de Haydn, Mozart et Metastase”, 1814) и в романе Жорж Санд «Консуэло» (“Consuelo”, 1843). Показано, как инвариант биографического мифа корректируется в соответствии с индивидуальными творческими установками и с учетом существующих культурных и художественных стереотипов. Стендаль, оставаясь в пределах сформировавшегося биографического инварианта, акцентирует свойственные Гайдну трудолюбие и упорство, дисциплинированность, природный оптимизм и преданность своему делу. В гайдновском мелодизме он видит проявление таланта, свободного от сковывающих правил контрапункта. Вместе с тем для него история жизни композитора – повод не только высказать свое представление о музыке как самом неформальном виде искусства, но и примерить на себя судьбу художника-творца. Гайдн у Жорж Санд показан воплощением эталонных представлений о гении и в этом качестве противопоставлен главной героине – Консуэло. Как и Стендаль, писательница актуализирует те доминанты биографического образа, которые созвучны ее представлениям о творческой личности. Романный Гайдн трудолюбив, целеустремлен, непритязателен, добросердечен и предан исключительно музыке. Именно эти качества служат залогом внутренней свободы артиста. Однако при всем различии авторских стратегий и Стендаль, и Жорж Санд отталкиваются от укоренившегося в европейской культурной традиции биографического мифа о Гайдне, в основе которого лежит ключевая сема «папа Гайдн», концептуально определяющая творческую манеру композитора, его характер, образ жизни и способ взаимодействия с социумом, а также место в музыкальном ландшафте эпохи.

Ключевые слова: биографический миф, романтизм, гений, Гайдн, Стендаль, Жорж Санд

Для цитирования: Попова, А.В. Биографический миф о Гайдне в интерпретации Стендаля и Жорж Санд // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 3. С. 33–54. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-3-33-54


Полный текст:

PDF

Литература


Анекдоты из жизни Иосифа Гайдена // Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем. В 20 тт. М.: Языки рус. лит., 1999. Т. 10. В 2 кн. Кн. 2. / под ред. А.С. Янушкевича. 2014. С. 235‒250.

Гофман, Э.Т.А. Крейслериана (Из первой части «Фантазий в манере Калло») / пер. П. Морозова // Избр. произведения. В 3 тт. М.: Худ. лит. 1962. Т. 3. С. 9‒54.

Гумерова, О.А. Йозеф Гайдн и движение «Бури и натиска» (“Sturm und Drang”): к вопросу об исторической параллели // Вестник Вятского государственного университета. 2009. Т. 1. Вып. 3. С. 182‒186.

Дис, А. История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кристофом Дисом / пер. С.В. Грохотова. М.: Классика-XXI, 2007.

Кириллина, Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Моск. гос. консерватория, 1996.

Лилеева, И., Генин, Л. Комментарии // Санд, Ж. Собр. соч. В 9 тт. 1971‒1976. Т. 6. 1973. С. 766‒790.

Литвиненко, Н.А. Дилогия Жорж Санд «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт»: особенности поэтики // Вісник Дніпропетровського університету імені Альфреда Нобеля. Серія: Філологічні науки. 2016. № 1. С. 97‒105.

Матвеева, Е.Ю. Лондонские записные книжки Йозефа Гайдна. От переводчика // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3 (3). С. 154‒157.

Михайлов, А.В. Из источника великой культуры: вступит. статья // Золотое сечение / Der goldene Schnitt. Австрийская поэзия XIX–XX веков в русских переводах: сборник: на рус. и нем. яз. / сост. В.В. Вебер, Д.С. Давлианидзе. М.: Радуга, 1988. С. 5–37.

Никитина, О.Э. Биографический миф как литературоведческая проблема: На материале русского рока: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006.

Новак, Л. Иозеф Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение / пер с нем. Д. Каравкина и Вс. Розанова. М.: Музыка, 1973.

Роллан, Р. Стендаль и музыка / пер. с франц. Ю.Л. Вейсберг, И.Ф. Кунина, Е.Ф. Куниной // Музыкально-историческое наследие. В 8 тт. М.: Музыка, 1986‒1990. Вып. 4. 1989. С. 209‒237.

Санд, Ж. Консуэло / пер. с франц. А. Бекетовой // Собр. соч. В 9 тт. Ленинград: Худлит., 1971–1976. Т. 5. 1972.

Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио / пер. с франц. А.А. Энгельке; под ред. Ю.Б. Корнеева // Собр. соч. В 15 тт. М.: Правда, 1959. Т. 8. С. 3‒256.

Соллертинский, И.И. Примечания / пер. с франц. А.А. Энгельке; под ред. Ю.Б. Корнеева // Стендаль. Собр. соч. В 15 тт. М.: Правда, 1959. Т. 8. С. 652‒671.

Bara, O. (2004). Consuelo et “le temple de la folie”: exaspération romanesque des tensions de la scène lyrique. In M. Hecquet, & C. Planté (Eds.), Lectures de Consuelo ‒ La Comtesse de Rudolstadt de George Sand. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 167‒187. https://doi.org/10.4000/books.pul.6723

Bara, O. (2012). George Sand et les arts du XVIIIe siècle. Les Amis de George Sand, 34, 7‒28.

Bombet, L.-A.-C. (1814). Lettres écrites de Vienne en Autriche, sur le Célèbre compositeur Jh. Haydn, suivies d’une vie de Mozart, et de considérations sur Métastase et l’état présent de la musique en France et en Italie. Paris: P. Didot l’ainé. Retrieved from: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b86268563.texteImage (date of access: 02.06.2023).

Carpani, G. (1812). Le Haydine: Ovvero lettere su la vita e le opere del celebre maestro Giuseppe Haydn. Milano: C. Buccinelli.

Carpani, G. (1837). Haydn, sa vie, ses ouvrages, ses voyages et ses aventures (D. de Mondo, Trans.). Paris: Schwartz et Gagnot ‒ Pougin ‒ Desforges ‒ Duverger.

Claudon, F. (2011). Beyle et Haydn. Recherches & Travaux, 79, 99–112. https://doi.org/10.4000/recherchestravaux.478

Framery, N.-E. (1810). Notice sur Joseph Haydn: associé étranger de l’Institut de France ..., contenant quelques particularités de sa vie privée, relatives à sa personne ou à ses ouvrages ... Paris: Barba.

Griesinger, G.A. (1810). Biographische Notizen über Joseph Haydn. Leipzig: Breitkopf & Härtel.

Haydn, J. (1965). Skizze zu einer Autobiographie Haydn an Mademoiselle Leonore. In H.C. Landon, & D. Bartha (Eds.), Joseph Haydn. Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen. Kassel–Basel: Bärenreiter, 76‒82.

Keefe, S. (2020). “No kind of reading is so generally interesting as biography”: establishing narratives for Haydn and Mozart in the second and third decades of the nineteenth century. 19th-Century Music, 44(2), 67–79. https://doi.org/10.1525/ncm.2020.44.2.67

Kris, E., & Kurz, O. (1979). Legend, myth and magic in the image of the artist: a historical experiment. London and New Haven: Yale University Press.

Le Breton, J. (1811). Notice historique sur la vie et les ouvrages de Joseph Haydn. L’esprit des Journaux Français et Etrangers, 2, 154–185.

Lévy, F. (2012). Allusions et médiation : aux sources de Consuelo. Les Amis de George Sand, 34, 101‒120.

Sand, G. (1861). Consuelo (Vol. 3). Paris: Michel Lévy.

Wiley, C. (2008). Re-writing composers’ lives: critical historiography and musical biography (Vols. 1‒2). (Doctoral Dissertation, University of London, London). Retrieved from: https://repository.royalholloway.ac.uk/items/51c986f5-ea02-d3b8-03e2-6ab2b962a61f/1/ (date of access: 02.06.2023).

Wiley, C. (2013). Mythological motifs in the biographical accounts of Haydn’s later life. In R. Chesser, & D. Wyn (Eds.), The land of opportunity: Joseph Haydn and Britain. London: The British Library, 195–211. Retrieved from: https://openaccess.city.ac.uk/id/eprint/18473/ (date of access: 02.06.2023).

References

Bara, O. (2004). Consuelo et “le temple de la folie”: exaspération romanesque des tensions de la scène lyrique [Consuelo and “the temple of madness”: romantic frustration of the tensions of the lyric scene]. In M. Hecquet, & C. Planté (Eds.), Lectures de Consuelo ‒ La Comtesse de Rudolstadt de George Sand [Consuelo’s readings ‒ The Countess von Rudolstadt by George Sand]. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 167‒187. https://doi.org/10.4000/books.pul.6723

Bara, O. (2012). George Sand et les arts du XVIIIe siècle [George Sand and the arts of the 18th century]. Les Amis de George Sand [Friends of George Sand], 34, 7‒28.

Bombet, L.-A.-C. (1814). Lettres écrites de Vienne en Autriche, sur le Célèbre compositeur Jh. Haydn, suivies d’une vie de Mozart, et de considérations sur Métastase et l’état présent de la musique en France et en Italie [Letters written from Vienna in Austria, on the famous composer J. Haydn, followed by a life of Mozart and considerations on metastasis and the present state of music in France and Italy]. Paris: P. Didot l’ainé. Retrieved from: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b86268563.texteImage (date of access: 02.06.2023).

Carpani, G. (1812). Le Haydine: Ovvero lettere su la vita e le opere del celebre maestro Giuseppe Haydn [The Haydines: letters on the life and works of the famous master Giuseppe Haydn]. Milano: C. Buccinelli.

Carpani, G. (1837). Haydn, sa vie, ses ouvrages, ses voyages et ses aventures [Haydn, his life, his works, his travels and his adventures] (D. de Mondo, Trans.). Paris: Schwartz et Gagnot ‒ Pougin ‒ Desforges ‒ Duverger.

Claudon, F. (2011). Beyle et Haydn [Beyle and Haydn]. Recherches & Travaux [Research & Works], 79, 99–112. https://doi.org/10.4000/recherchestravaux.478

Dies, A. (2007). Biographische Nachrichten von Joseph Haydn nach mündlichen Erzählungen desselben entworfen und herausgegeben [Biographical accounts of Joseph Haydn, written and edited from his own spoken narratives]. Moscow: Klassika‒XXI.

Framery, N.-E. (1810). Notice sur Joseph Haydn: associé étranger de l’Institut de France ..., contenant quelques particularités de sa vie privée, relatives à sa personne ou à ses ouvrages ... [Notice on Joseph Haydn: foreign associate of the Institut of France ..., containing some particulars of his private life, relating to his person or his works ...]. Paris: Barba.

Griesinger, G.A. (1810). Biographische Notizen über Joseph Haydn [Biographical notes on Joseph Haydn]. Leipzig: Breitkopf & Härtel.

Gumerova, O.A. (2009). Yozef Gaydn i dvizheniye «Buri i natiska» (“Sturm und Drang”): k voprosu ob istoricheskoy paralleli [Joseph Haydn and the Sturm und Drang movement: a historical parallel]. Vestnik Vyatskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Herald of Vyatka State University], 1(3), 182‒186.

Haydn, J. (1965) Skizze zu einer Autobiographie Haydn an Mademoiselle Leonore [Autobiographical sketch; to Mademoiselle Leonore]. In H.C. Landon, & D. Bartha (Eds.), Joseph Haydn. Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen [Collected correspondence, and notebooks of Joseph Haydn]. Kassel–Basel: Bärenreiter, 76‒82.

Hoffmann, E.T.A. (1962). Kreisleriana (aus dem Band 1 der Fantasiestücke in Callot‘s Manier) [Kreissleriana (from the first part of “Fantasy Pieces in Callot‘s Manner”)]. In E.T.A. Hoffman, Izbr. proizvedeniya: v 3 vols. [Selected works in 3 vols.] (Vol. 3) (P. Morozov, Trans). Moscow: Khudlit., 9‒54.

Keefe, S. (2020). “No kind of reading is so generally interesting as biography”: establishing narratives for Haydn and Mozart in the second and third decades of the nineteenth century. 19th-Century Music, 44(2), 67–79. https://doi.org/10.1525/ncm.2020.44.2.67

Kirillina, L.V. (1996). Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX vekov: samosoznaniye epokhi i muzykal’naya praktika [Classical style in music of the 18th ‒ early 19th centuries: self-consciousness of the epoch and musical practice]. Moscow: Moscow State Conservatory.

Kris, E., & Kurz, O. (1979). Legend, myth and magic in the image of the artist: a historical experiment. London and New Haven: Yale University Press.

Le Breton, J. (1811). Notice historique sur la vie et les ouvrages de Joseph Haydn [Historical note on the life and works of Joseph Haydn]. L’esprit des Journaux Français et Etrangers [The Spirit of French and Foreign Newspapers], 2, 154–185.

Lévy, F. (2012). Allusions et médiation : aux sources de Consuelo [Allusions and mediation: Consuelo’s sources]. Les Amis de George Sand [Friends of George Sand], 34, 101‒120.

Lileyeva, I., & Genin, L. (1973). Grafinya Rudol’shtadt [The Countess von Rudolstadt]. In Zh. Sand, Sobr soch.: v 9 vols. [Collected works in 9 vols.] (Vol. 6). Leningrad: Khudlit., 766–790.

Litvinenko, N.A. (2016). Dilogiya Zhorzh Sand «Konsuelo» i «Grafinya Rudol’shtadt»: osobennosti poetiki [The features of poetics in Z. Sand’s dilogy “Consuelo” and “La Comtesse de Rudolstadt”]. Vіsnik Dnіpropetrovs’kogo Unіversitetu іmenі Al’freda Nobelya. Serіya: Fіlologіchnі Nauki [Bulletin of Alfred Nobel University. Series «Philology»], 1, 97‒105.

Matveyeva, E.Yu. (2012). Londonskiye zapisnyye knizhki Yozefa Gaydna. Ot perevodchika [The London notebooks of Joseph Haydn. A word from the translator]. Nauchnyy Vestnik Moskovskoy Konservatorii [Scholarly Bulletin of the Moscow Conservatory], 3(3), 154–157.

Mikhaylov, A.V. (1988). Iz istochnika velikoy kul’tury: vstupit. stat’ya [From the spring of a great culture: introductory article]. In V.V. Veber, & D.S. Davlianidze (Eds.), Zolotoye secheniye. Avstriyskaya poeziya 19–20 vekov v russkikh perevodakh [The golden section. Austrian poetry of the 19th-20th centuries in Russian translations]. Moscow: Raduga, 5‒37.

Nikitina, O.E. (2006). Biograficheskiy mif kak literaturovedcheskaya problema: na materiale russkogo roka [The biographical myth as a philological problem: on the material of the Russian rock music] (Doctoral Dissertation, Tver State University, Tver).

Novak, L. (1973). Joseph Haydn. Leben, Bedeutung und Werk [Joseph Haydn. Life, creativity, historical significance] (D. Karavkin, & V. Rozanov, Trans.). Moscow: Muzyka.

Rolland, R. (1989). Stendhal et la musique [Stendhal and music]. In R. Rolland, Muzykal’noistoricheskoye naslediye v 8 t. [Musical and historical heritage in 8 vols.] (Vol. 4) (Yu. L. Veysberg, I. F. Kunin, & E. F. Kunina, Trans.). Moscow: Muzyka, 209‒237.

Sand, G. (1861). Consuelo (Vol. 3). Paris: Michel Lévy.

Sand, G. (1972). Consuelo. In G. Sand, Sobr soch: v 9 vols [Collected works in 9 vols.] (Vol. 5.) (A. Beketova, Trans.). Leningrad: Khudlit.

Sollertinskiy, I.I. (1959). Primechaniya [Notes]. In Y.B. Korneev (Ed.), Stendahl. Sobr soch: v 15 vols. [Stendhal. Collected works in 15 vols.] (Vol.8). Moscow: Pravda, 652‒671.

Stendhal. (1959). Vies de Haydn, de Mozart et de Métastase [Lives of Haydn, Mozart and Metastasio] (Vol. 8). In Y.B. Korneev (Ed.), Stendahl. Sobr soch: v 15 vols. [Stendhal. Collected works in 15 vols.]. Moscow: Pravda, 3‒256.

Wiley, C. (2008). Re-writing composers’ lives: critical historiography and musical biography (Vols. 1‒2) (Doctoral Dissertation, University of London, London). Retrieved from: https://repository.royalholloway.ac.uk/items/51c986f5-ea02-d3b8-03e2-6ab2b962a61f/1/ (date of access: 02.06.2023).

Wiley, C. (2013). Mythological motifs in the biographical accounts of Haydn’s later life. In R. Chesser, & D. Wyn, (Eds.), The land of opportunity: Joseph Haydn and Britain. London: The British Library, 195–211. Retrieved from: https://openaccess.city.ac.uk/id/eprint/18473/ (date of access: 02.06.2023).

Zhukovskiy, V.A. (2014). Notice sur Joseph Haydn, associé étranger de l’institut de France, membre de la classe des beaux arts, adressée à cette classe par M. Framery, son correspondante [Notice on Joseph Haydn, foreign associate of the Institut of France, corresponding member of the class of fine arts, addressed to this class by Mr. Framery, his correspondent]. In A.S. Yanyshkevich (Ed.), V.A. Zhukovskiy. Poln. sobr. soch. i pisem: v 20 vols. [Complete works and letters in 20 vols.] (Vol. 10(2)). Moscow: Yazyki rus. lit., 235‒250.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Анна Валентиновна Попова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.