Где автор и откуда он говорит?»: феноменология пишущего в интерпретации М. Степановой

Юлия Анатольевна Говорухина

Аннотация


В статье предложен феноменологический вариант ответа на вопрос, которым задается М. Степанова в сборнике эссе «Один, не один, не я»: «Где сам автор и откуда он говорит?». Материал сборника – металитературная рефлексия писательницы, размышления о бытии пишущего в тексте – позволяет реконструировать логику и процесс поиска автора М. Степановой. В этом смысле литературная критика и эссеистика как письменно запечатленная работа интерпретирующего смыслопорождающего сознания – идеальный материал для феноменологического анализа. В качестве методологического ориентира использованы концепции М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра, созданные в рамках феноменологической герменевтики. В поисках автора М. Степанова пытается увидеть его присутствие как настроенность на понимание, уловить интенцию, момент вопрошания. В поисках ускользающего автора Степанова последовательно реконструирует «опущенные звенья», ищет «проговорки», свидетельствующие о неявной работе его сознания. Она обнаруживает автора в отражении историй Других, в ракурсе видения бытия и усилиях-к-пониманию, в уникальном знании, эмоциональном посыле-мотивации и голосе писателя. Во второй части статьи ставится вопрос «Где сама Степанова и откуда она говорит?». Анализ эссе в этом аспекте позволяет прийти к выводу о том, что М. Степанова обнаруживает себя в настроенности на неочевидное, на мерцание смыслов, в феноменологическом по сути ракурсе интерпретации текста, когда реконструируется работа сознания автора, в выборе объектов рефлексии (феномен пограничного: в жанре, судьбе, оптике познающего и пишущего; феномен незавершенного). Это присутствие, обращенное к границе и гносеологически опирающееся на уверенность в том, что существует центр тяжести, неочевидные связи между вещами и явлениями. В ситуации, когда «нечем понимать», М. Степанова предлагает «маршруты» работы смыслоулавливающего сознания.

Ключевые слова: Мария Степанова, автор, читатель, феноменология чтения, феноменологическая герменевтика

Для цитирования: Говорухина, Ю.А. «Где автор и откуда он говорит?»: феноменология пишущего в интерпретации М. Степановой // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 3. С. 66–78. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-3-66-78


Полный текст:

PDF

Литература


Виноградов, В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.

Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / пер. с нем., общ. ред. Б. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.

Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. M.: Прогресс, 2000. С. 427–457.

Лотман, Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.

Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / под редакцией И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: Ювента; Наука, 1999.

Сент-Бев, Ш.-О. Шатобриан в оценке одного из близких друзей в 1803 г. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. С. 39–48.

Старобинский, Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. В 2 тт. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Степанова, М. Один, не один, не я. М.: Новое издательство, 2014.

Унгер, Р. Философские проблемы новейшего литературоведения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. С. 143–168.

Фрай, Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. С. 232–263.

Хайдеггер, М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003.

References

Frye, N. (1987). Anatomy of criticism. In G.K. Kosikov (Ed.), Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX–XX vv. Traktaty, stat’I, esse [Foreign aesthetics and theory of literature in the 19th–20th centuries. Treatises, articles, essays]. Moscow: MGU, 232–263.

Gadamer, H.-G. (1988). Wahrheit und Methode: Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik [Truth and method. Fundamentals of philosophical hermeneutics] (B. Bessonov, Trans.). Moscow: Progress.

Heidegger, M. (2003). Sein und Zeit [Being and time] (V.V. Bibikhin, Trans.). Khar’kov: Folio.

Kristeva, J. (2000). Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman [Bakhtin, word, dialogue and novel]. In G.K. Kosikov (Ed.), Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French semiotics: from structuralism to poststructuralism]. Moscow: Progress, 427–457.

Lotman, Yu.M. (1998). Ob iskusstve. Struktura khudozhestvennogo teksta. Semiotika kino I roblem kinoestetiki. Stat’i. Zametki. Vystupleniy. [On art. The structure of the artistic text. Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics. Articles. Notes. Speeches]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb.

Merleau-Ponty, M. (1999). Phenomenologie de la perception [Phenomenology of perception] (I. Vdovin, & S. Fokin, Trans.). Saint Petersburg: Yuventa; Nauka.

Sainte-Beuve, C.-A. (1987). Shateaubriand jugé par un ami intime en 1803 [Chateaubriand as judged by one of his close friends in 1803]. In G.K. Kosikov (Ed.), Zarubezhnaya estetika I teoriya literatury XIX–XX vv. Traktaty, stat’I, esse [Foreign aesthetics and theory of literature in the 19th–20th centuries. Treatises, articles, essays]. Moscow: MGU, 39–48.

Starobinski, J. (2002). Poeziya I znaniye: istoriya literatury i kul’tury [Poetry and knowledge: the history of literature and culture]. Мoscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury.

Stepanova, M. (2014). Odin, ne odin, ne ya [Alone, not alone, not me]. Moscow: Novoye izdatel’stvo.

Unger, R. (1987). Philosophische Probleme in der neueren Literaturwissenschaft [Philosophical problems of the latest literary theory]. In G.K. Kosikov (Ed.), Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX–XX vv. Traktaty, stat’i, esse [Foreign aesthetics and theory of literature in the 19th–20th centuries. Treatises, articles, essays]. Moscow: MGU, 143–168.

Vinogradov, V.V. (1971). O teorii khudozhestvennoy rechi [On the theory of artistic speech]. Moscow: Vysshaya shkola.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Юлия Анатольевна Говорухина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.