Изображение на обложке

Транскрибирование, или расширение письменного «я». К расшифровке разговора с Владимиром Александровичем Шкуратовым

Галина Анатольевна Орлова

Аннотация


Статья задумана в качестве эпистемологического паратекста к транскрипту архивного интервью, которое было записано летом 2009 г. на пилотной стадии исследования, посвященного истории молчания в СССР. Личную историю молчания с позиции позднесоветского интеллигента, дистанцирующегося от официальной жизни и речи, рассказывает архитектор исторической психологии и создатель ее олитературенной версии, ростовский профессор Владимир Александрович Шкуратов (1947–2022). Полнотекстовую расшифровку разговора интервьюер и автор предисловия публикует в память о своем учителе, обеспечивая с помощью предисловия послойную настройку чтения транскрипта интервью. В тексте разъясняется специфика комплексного жанра интервью, ставится вопрос о его этнографическом насыщении и связи с академическими практиками существования В.А. Шкуратова. Производится краткий экскурс в его интеллектуальное наследие, а в дизайне ростовской исторической психологии обнаруживается французский след. Статус интервью и его расшифровки определяется относительно исторической психологии в редакциях В.А. Шкуратова и Й. Мейерсона. Особое внимание уделяется взглядам В.А. Шкуратова на роль письменной культуры, данной через литературу, в изобретении современного человека и поддержании его психологической целостности. Рассматривается понимание письменной личности, предложенное В.А. Шкуратовым, и случай подпольного человека в его связи с письмом. Описывается принадлежность устной речи профессора порядку письменного высказывания. А ее перевод на письмо, рассмотренный как усиление присутствия и расширение письменного «я», помещается в контекст письменной культуры и письменной личности, над концептуализацией которых В.А. Шкуратов работал.

Ключевые слова: олитературенная историческая психология, наррадигма, письменная личность, подпольный человек, присутствие, история молчания, личная история молчания, транскрибирование, глубинное интервью, память, благодарность

Для цитирования: Орлова, Г.А. Транскрибирование, или Расширение письменного «я». К расшифровке разговора с Владимиром Александровичем Шкуратовым // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 4. С. 7–40. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-4-7-40


Полный текст:

PDF

Литература


Белявский, И.Г., Шкуратов, В.А. Проблемы исторической психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1982.

Бермант, О.В. Письменная ментальность в России 1916–1996 гг. по материалам художественного книгоиздания: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

Бертон, Р. Анатомия меланхолии / реф., пер. и коммент. В.А. Шкуратова) // Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Богин, Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. Виноградов, В.В. Избранные труды: о языке художественной прозы. М.: Наука, 1980.

Водолазкин Е. Авиатор. М.: Редакция Елены Шубиной, 2018.

Гордеева, И.А. «Поколение дворников и сторожей»: этики труда и трудоустройства в культурном андеграунде позднего советского времени // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 4 (78). Электронный ресурс. URL: https://history.jes.su/s207987840005147-0-1/. DOI: 10.18254/S207987840005147-0 (дата обращения: 1.12.2023).

Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета (О формах интеграции опыта в письменной культуре) // Дубин, Б. Слово – письмо – литература: очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 98–120.

Зарецкий, Ю.П. Моя жизнь для Государства: массовая практика составления делопроизводственных автобиографий советскими людьми // Новое литературное обозрение. 2019. №. 3. С. 107–127.

Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.

Касаткина, А.К. На пути к открытым качественным данным // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Вып. 7 (51) [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s2079878400016784-1/ (дата обращения: 1.12.2023).

Мишенев, А.М. Экстаз сопричастности. Челюскинский дневник одной учительницы географии // Вестник Пермского университета. «История». 2022. №. 2 (57). С. 105–114.

Николаенко, Е.В. Психологическая интерпретация феномена жалобы в русской культуре: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

Рикер, П. Повествовательная идентичность / пер. О.И. Мачульской // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью. М.: KAMI, 1995. C. 19– 38.

Рис, Н. Русские разговоры: культура и речевая повседневность эпохи перестройки / пер. с англ. Н. Кулаковой, В. Гулиды. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

Хайдеггер, М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие» (статьи и выступления) / пер. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 238–253.

Шкуратов, В.А. Критический анализ современной зарубежной исторической психологии (школа Й. Мейерсона): дис. … канд. психол. наук. Ленинград, 1981.

Шкуратов, В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Город N, 1994.

Шкуратов, В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.

Шкуратов, В. А. Интеллигенция в проекте современности // Логос. 2005. № 6. С. 243–252.

Шкуратов, В.А. Искусство экономной смерти: Сотворение видеомира. Ростов-наДону: Наррадигма, 2006.

Шкуратов, В.А. Новая историческая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009.

Шкуратов, В.А. Психология в истории культуры и познания. Ростов-на-Дону: Издво ЮФУ, 2011.

Шкуратов, В.А. А.П. Чехов и Мишель Фуко: российская каторга или западная тюрьма? // Политическая концептология. 2013. № 1. С. 34–42.

Шкуратов, В.А. Историческая психология. Кн. 1: Введение в историческую психологию. М.: Кредо, 2015.

Шкуратов, В.А. Литература как спасение (к сотериологии Ф.М. Достоевского) // Политическая концептология. 2016. № 3. С. 146–169.

Шкуратов, В.А. Время двойников (очерк по истории множественности) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2. № 1. С. 92–110.

Эпштейн М. Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М.: Высшая школа, 2006.

Atkinson, P., Silverman D. (1997). Kundera’s immortality: The interview society and the invention of the self. Qualitative inquiry, 3 (3), 304–325.

Bear, L. (2016). Time as technique. Annual Review of Anthropology, 2016, 45, 487–502.

Benjamin, Ludy P. (2006). A History of psychology in letters. Malden, MA: Blackwell Publisher. Billig, M. (1999). Freudian repression: Conversation creating the unconscious. Cambridge: Cambridge University Press.

Bourdieu (2000). Biographical illusion. In P. du Gay, J. Evans & P. Redman. (Eds.), Identity: A reader. London; Thousand Oaks, Calif.: SAGE, 297–303.

Brox, J. (2019). Silence: A social history of one of the least understood elements of our lives. New York, Boston: Houghton Mifflin Harcourt. Bruner, J. (1979). On Knowing: Essays for the left hand. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University.

Bruner, J. (1987). Life as Narrative. Social research, 54 (1), 11–32.

Bruner, J. (2005). Ignace Meyerson and cultural psychology. In Ch. Emeling & D. Johnson. The mind as a scientific object: Between brain and culture. Oxford: Oxford University Press, 402–412.

Corbin, A. (2018). A History of silence: From the renaissance to the present day. Cambridge: Polity Press.

Corden, A., Sainsbury, R. (2006). Using verbatim quotations in reporting qualitative social research: researchers’ views. York: University of York.

Corti, L., & Backhouse, G. (2005). Acquiring qualitative data for secondary analysis. Forum Qualitative Sozialforschung Forum: Qualitative Social Research, 6 (2). https://doi.org/10.17169/ fqs-6.2.459

Danziger, K. (1994). Constructing the subject: Historical origins of psychological research. Cambridge: Cambridge University Press.

Danziger, K. (1997). Naming the mind: How psychology found its language. London; Thousand Oaks; New Delhi.: SAGE.

Denzin, N. (1995). The experiential text and the limits of visual understanding. Educational Theory, 45 (1), 7–18.

Figes, O. (2007). The Whisperers: Private life in Stalin’s Russia. New York: Metropolitan Books.

Gergen, K. (1973). Social psychology as history. Journal of Personality and Social Psychology, 26 (2), 309–320.

Gergen, K.& M. Gergen, (1986). Narrative form and the construction of psychological science. In T. Sarbin (Ed.), Narrative psychology: The storied nature of human conduct. London: Bloomsbury Publishing, 22–45.

Gergen, K. & M. Gergen, (1988). Narrative and the self as relationship. Advances in Experimental Social Psychology, 21, 17–56.

Gergen, K.& M. Gergen, (2014). Historical social psychology. Hove, East Essex: Psychology Press.

Ginio, R. (2010). African Silences: Negotiating the story of France’s colonial soldiers, 1914–2009. In E. Ben-Ze’ev, R. Ginio, & J. Winter (Eds.), Shadows of war: A social history of silence in the twentieth century. Cambridge: Cambridge University Press, 138– 152.

Goltermann, S. (2010). On silence, madness, and lassitude: Negotiating the past in post-war West Germany. E. Ben-Ze’ev, R. Ginio, & J.

Winter (Eds.), Shadows of war: A social history of silence in the twentieth century. Cambridge: Cambridge University Press, 91–112.

Goodwin, Ch. (1994). Professional vision. American Anthropologist, 96 (3), 606–633.

Harré, R. (1979). Social Being: A theory for social psychology. Oxford: Basil Blackwell.

Harré, R. (1987). The singular self: An introduction to the psychology of personhood. London; Thousand Oaks, Calif.: SAGE.

Harris, R. (1986). The Origin of Writing. London: Duckworth.

Heaton, J. (2008). Secondary analysis of qualitative data In J. Brannen, L. Bickman, & J. Alasuutari (Eds.), The SAGE Handbook of Social Research Methods, London: SAGE, 506–519.

Janet, P. (1989). L’Automatisme psychologique: Essay de psychologie experimentale sur les formes inferieures de l’activite humaine. Paris: Felix Alcan.

Jaworski, A. (1992). The power of silence: Social and pragmatic perspectives. London: SAGE.

Jaynes, J. (1976). Origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. Boston, New York: Houghton Mifflin Company.

Kasatkina, A., Vasilyeva, Z. & R. Khandozhko (2018). Thrown into collaboration. In A. Adolfo Estalella, T. Criado (Eds.), Experimental collaborations: Ethnography through fieldwork devices. New York: Berghahn Books, 132–153.

Kendrick, K. (2017). Using conversation analysis in the lab. Research on Language and Social Interaction, 50 (1), 1–11.

Kholmatov, Т. (2022). Am suffocating аnd starving without interior life: Stepan Veselovskiy’s ethical principles while in inner emigration. Quaestio Rossica. 10 (2), 697–708.

Kurzon, D. (1998). Discourse of silence. Amsterdam: John Benjamins.

Kvale, S. (2006). Dominance through interviews and dialogue. Qualitative Inquiry, 12 (3), 480–500.

Langeiller, K. (2001). Personal narrative. In M. Jolly (ed.), Encyclopedia of life writing: Autobiographical and biographical forms. Vol. 2, 699–701, London: Fitzroy Dearborn.

Lapadat, J., Lindsay, A. (1999). Transcription in research and practice: From standardization of technique to interpretive positionings. Qualitative Inquiry, 5 (1), 64–86.

Latour, B. (1983). Give me a laboratory and I will raise the world. In K. Knorr-Cetina, M. Mulkay (Eds.), Science observed: Perspectives on the social study of science. London: SAGE, 141– 170.

Latour, B., Woolgar, S. (2013). Laboratory life: The construction of scientific facts. Princeton, New Jersey: Princeton University Press.

Long, N. (2015). For a verbatim ethnography. In A. Flynn, & J. Tinius (Eds.). Anthropology, theatre, and development: the transformative potential of performance. London: Palgrave Macmillan, 305–333.

Mayar, M., Schulte, M. (Eds.) (2022). Silence and its derivatives: Conversations across disciplines. Cham: Springer International Publishing.

McLuhan, M. (1954). Joyce, Mallarmé, and the Press. The Sewanee Review, 62 (1), 38–55.

Meyerson, I. (1949). Comportement, travail, expérience, oeuvre. L’Année Psychologique, 50 (1), 77–82.

Meyerson, I. (1995). Les fonctions psychologiques et les oœuvres. Paris: Albin Michel.

Minichiello, V., Aroni, R. & Hays T. (2008). In-depth interviewing: Principles, techniques, analysis. Melbourne: Pearson Education Australia.

Murray, K. (1989). The Construction of identity in the narratives of romance and comedy. In K. Gergen & J. Shotter. Texts of identity. London, Newbury Park, Calif.: SAGE, 176–205.

Nicholson, Ian A.M. (2003). Inventing personality: Gordon Allport and the science of selfhood. Washington, DC: American Psychological Association.

Ochs, E. (1979). Transcription as theory. Developmental of Contemporary Ethnography, 25 (3), 327–352.

Ong, Walter J. (1986). Writing is a technology that transforms thought. In G. Baumann (ed.), The written word: Literacy in transition. Oxford: Clarendon Press, 23–50.

Ong, Walter J. (1999). Orality, Literacy, and Modern Media. In D. Crowley & P. Heyer (Eds.), Communication in history: technology, culture, society. New York: Longman, 60–67.

Ong, Walter J. (2013). Orality and Literacy. London & New York: Routledge.

Parot, F. (2000). Psychology in the human sciences in France, 1920–1940: Ignace Meyerson’s historical psychology. History of Psychology, 3 (2), 104–121.

Parot, F. (Ed.). (1996). Pour une psychologie historique. Écrits en hommage á Ignace Meyerson. Paris: Presses Universitaires de France.

Petkova, D. (2015). Beyond silence: A crosscultural comparison between Finnish “quietude” and Japanese “tranquility.” Eastern Academic Journal, 4, 1– 14.

Pizarroso, N. (2013). Mind’s historicity: Its hidden history. History of Psychology, 16 (1), 72–90.

Plesh, C. (2020). Recovering a French tradition: Ignace Meyerson in focus. Culture & Psychology, 26 (3), 578–589.

Psathas, G., Anderson, T. (1990). The “practices” of transcription in conversation analysis. Semiotica, 78 (1–2), 75–99.

Roy, M. (2006). Speaking silence: Narrative of gender in the historiography of the Naxalbari movement in West Bengal (1967–75). Journal of South Asian Development, 1 (2), 207–230.

Sarbin, T. (1986). Narrative psychology: The storied nature of human conduct. London: Bloomsbury Publishing.

Saville-Troike M., Tannen D. (ed.). (1985). Perspectives on silence. Norwood, NJ: Ablex.

Skrla L., Reyes P., Scheurich J. (2000). Sexism, silence, and solutions: Women superintendents speak up and speak out. Educational Administration Quarterly, 36 (1), 44–75.

West, C. (1996). Ethnography and orthography: A (modest) methodological proposal. Journal of contemporary ethnography, 25 (3), 327– 352.

Westwick, P. (2000). Secret science: A classified community in the national laboratories. Minerva, 3 (4), 363–391.

Winston, K. (2003). On the ethics of exporting ethics: The right to silence in Japan and the US. Criminal Justice Ethics, 22 (1), 3–20.

Young, K. (2012). Taleworlds and storyrealms: The phenomenology of narrative. Springer: Science & Business Media.

References

Atkinson, P., Silverman D. (1997). Kundera’ s Immortality: The interview society and the invention of the self. Qualitative inquiry. 3 (3). 304–325.

Bear, L. (2016). Time as technique. Annual Review of Anthropology, 45, 487–502.

Belyavskij, I.G., Shkuratov, V.A. (1982). Problemy istoricheskoj psihologii [Problems of historical psychology]. Rostov-on-Don: Rostovskii universitet Publ.

Benjamin, Ludy P. (2006). A History of Psychology in Letters. Malden, MA: Blackwell Publisher.

Bermant, O.V. (1998). Pis’mennaya mental’nost’ v Rossii 1916–1996 gg. po materialam hudozhestvennogo knigoizdaniya [Written mentality in Russia in 1916–1996 according to fiction book publishing]. Abstract of Habil. Th. Rostov-on-Don.

Billig, M. (1999) Freudian repression: Conversation creating the unconscious. Cambridge: Cambridge University Press.

Bogin, G.I. (1980). Sovremennaya lingvodidaktika [Contemporary linguistical didactics]. Kalinin: Kalinin State University Publ.

Bourdieu (2000). Biographical illusion. In P. du Gay, J. Evans & P. Redman. (Eds.), Identity: A reader. London; Thousand Oaks, Calif.: SAGE, 297–303.

Brox, J. (2019). Silence: A social history of one of the least understood elements of our lives. New York, Boston: Houghton Mifflin Harcourt.

Bruner, J. (1979). On Knowing: Essays for the left hand. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University.

Bruner, J. (1987). Life as narrative. Social research, 54 (1), 11–32.

Bruner, J. (2005). Ignace Meyerson and Cultural Psychology. In Ch. Emeling & D. Johnson (Eds.), The mind as a scientific object: Between brain and culture. Oxford: Oxford University Press, 402–412.

Burton, R. (1998). Anatomiya melanholii [Anatomy of Melancholy] (V. Shkuratov, Trans., ref., comment.). In G.V. Drach (ed.), Kul’turologiya [Culture study]. Rostov-on-Don: Feniks.

Corbin, A. (2018). A history of silence: From the renaissance to the present day. Cambridge: Polity Press.

Corden, A., Sainsbury, R. (2006). Using verbatim quotations in reporting qualitative social research: researchers’ views. York: University of York.

Corti, L., & Backhouse, G. (2005). Acquiring Qualitative Data for Secondary Analysis. Forum Qualitative Sozialforschung Forum: Qualitative Social Research, 6 (2). https://doi. org/10.17169/fqs-6.2.459

Danziger, K. (1994). Constructing the subject: Historical origins of psychological research. Cambridge: Cambridge University Press.

Danziger, K. (1997). Naming the Mind: How psychology found its language. London; Thousand Oaks; New Delhi.: SAGE.

Denzin, N. (1995). The experiential text and the limits of visual understanding. Educational Theory, 45 (1), 7–18.

Dubin, B.V. (2001). Biografiya, reputaciya, anketa (O formah integracii opyta v pis’mennoj kul’ture) [Biography, reputation, profile (On forms of integration of experience in written culture)]. In B.V. Dubin. Slovo – pis’mo – literatura: ocherki po sociologii sovremennoj kul’tury [Word – writing – literature: Essays on the sociology of contemporary culture]. Moscow: Novoe Literaturnoe obozrenie, 98–120.

Epshtejn M. N. (2006). Slovo i molchanie: Metafizika russkoj literatury [Word and silence: Metaphysics of Russian literature]. Moscow: Vysshaya shkola.

Figes, O. (2007). The whisperers: private life in Stalin’s Russia. New York: Metropolitan Books.

Gergen, K. & M. Gergen, (1988). Narrative and the self as relationship. Advances in Experimental Social Psychology, 21, 17–56.

Gergen, K. (1973). Social psychology as history. Journal of Personality and Social Psychology, 26 (2), 309–320.

Gergen, K.& M. Gergen, (1986). Narrative form and the construction of psychological science. In T. Sarbin (Ed.). Narrative psychology: The storied nature of human conduct. London: Bloomsbury Publishing, 22–45.

Gergen, K.& M. Gergen, (2014). Historical social psychology. Hove, East Essex: Psychology Press.

Ginio, R. (2010). African Silences: Negotiating the story of France’s colonial soldiers, 1914– 2009. In E. Ben-Ze’ev, R. Ginio, & J. Winter (Eds.), Shadows of war: A social history of silence in the twentieth century. Cambridge: Cambridge University Press, 138–152.

Goltermann, S. (2010). On silence, madness, and lassitude: Negotiating the past in post-war West Germany. In E. Ben-Ze’ev, R. Ginio, & J. Winter (Eds.), Shadows of war: A social history of silence in the twentieth century. Cambridge: Cambridge University Press, 91–112.

Goodwin, Ch. (1994). Professional vision. American Anthropologist, 96 (3), 606–633.

Gordeeva, I.A. (2019). “Pokolenie dvornikov i storozhej”: etiki truda i trudoustrojstva v kul’turnom andegraunde pozdnego sovetskogo vremeni [The “Generation of janitors and watchmen”: Work and employment ethics in the cultural underground of the late Soviet era]. ISTORIYA [HISTORY], 10 (4). Retrieved from: https://history.jes.su/s207987840005147-0 1/ (date of access: 1.12.2023). DOI: 10.18254/ S207987840005147-0

Harré, R. (1979). Social being: A Theory for social psychology. Oxford: Basil Blackwell.

Harré, R. (1987). The singular self: An introduction to the psychology of personhood. London; Thousand Oaks, Calif.: SAGE.

Harris, R. (1986). The Origin of Writing. London: Duckworth.

Heaton, J. (2008). Secondary analysis of qualitative data In J. Brannen, L. Bickman, & J. Alasuutari (Eds.). The SAGE Handbook of Social Research Methods, London: SAGE, 506–519.

Heidegger, M. (1993). Nauka i osmyslenie [Science and meaning]. In M. Heidegger M. Vremya i bytie (stat’i i vystupleniya) [Time and being: Articles and speeches] (V. Bibihin, Trans). Moscow: Respublika, 238–253.

Janet, P. (1989). L’Automatisme psychologique: Essay de psychologie experimentale sur les formes inferieures de l’activite humaine. Paris: Felix Alcan.

Jaworski, A. (1992). The power of silence: Social and pragmatic perspectives. London: SAGE.

Jaynes, J. (1976). Origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. Boston, New York: Houghton Mifflin Company.

Karaulov, Yu.N. (1987). Russkij yazyk i yazykovaya lichnost’ [Russian and language personality]. Moscow: Nauka.

Kasatkina, A., Vasilyeva, Z. & R. Khandozhko (2018). Thrown into collaboration. In A. Adolfo Estalella, T. Criado (Eds.). Experimental collaborations: Ethnography through fieldwork devices. New York: Berghahn Books, 132–153.

Kasatkina, A.K. (2016). Na puti k otkrytym kachestvennym dannym [Towards open quality data]. ISTORIYA, 7, 7 (51). Retrieved from: https://history.jes.su/s207987840001678-4-1/ (date of access: 1.12.2024).

Kasatkina, A.K. (2019). Dachnye razgovory kak ob’’ekt etnograficheskogo issledovaniya: razrabotka metoda (na materiale interv’yu ob osvoenii sadovyh uchastkov v 1980-e–1990-e gg.) [Dacha conversations as an object of ethnographic research: development of a method (based on interviews about the development of garden in the 1980s–1990s.]. Abstract of PhD Thesis. Saint-Petersburg.

Kendrick, K. (2017). Using conversation analysis in the lab. Research on Language and Social Interaction, 50 (1), 1–11.

Kholmatov, Т. (2022). Am Suffocating аnd starving without interior life: Stepan Veselovskiy’s ethical principles while in inner emigration. Quaestio Rossica. 10 (2), 697–708.

Kurzon, D. (1998). Discourse of silence. Amsterdam: John Benjamins.

Kvale, S. (2006). Dominance through interviews and dialogue. Qualitative Inquiry, 12 (3), 480–500.

Langeiller, K. (2001). Personal narrative. In M. Jolly (ed.), Encyclopedia of life writing: Autobiographical and biographical forms. Vol. 2, 699–701, London: Fitzroy Dearborn.

Lapadat, J., Lindsay, A. (1999). Transcription in research and practice: From standardization of technique to interpretive positionings. Qualitative Inquiry, 5 (1), 64–86.

Latour, B. (1983). Give me a laboratory and I will raise the world. In K. Knorr-Cetina, M. Mulkay (Eds.). Science observed: Perspectives on the social study of science. London: SAGE, 141– 170.

Latour, B., Woolgar, S. (2013). Laboratory life: The construction of scientific facts. Princeton, New Jersey: Princeton University Press.

Long, N. (2015). For a verbatim ethnography. In A. Flynn, & J. Tinius (Eds.). Anthropology, theatre, and development: the transformative potential of performance. London: Palgrave Macmillan, 305– 333.

Mayar, M., Schulte, M. (Eds.) (2022). Silence and its derivatives: Conversations across disciplines. Cham: Springer International Publishing.

McLuhan, M. (1954). Joyce, Mallarmé, and the Press. The Sewanee Review, 62 (1), 38–55.

Meyerson, I. (1949). Comportement, travail, expérience, oeuvre. L’Année Psychologique, 50 (1), 77–82.

Meyerson, I. (1995). Les Fonctions psychologiques et les oœuvres. Paris: Albin Michel.

Minichiello, V., Aroni, R. & Hays T. (2008). Indepth interviewing: Principles, techniques, analysis. Melbourne: Pearson Education Australia.

Mishenev, A.M. (2022). Ekstaz soprichastnosti. Chelyuskinskij dnevnik odnoj uchitel’nicy geografii [The ecstasy of belonging. Chelyuskinist diary of a geography teacher]. Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Perm University. History], 2 (57), 105–114.

Murray, K. (1989). The Construction of identity in the narratives of romance and comedy. In K. Gergen & J. Shotter. Texts of identity. London, Newbury Park, Calif.: SAGE, 176–205.

Nicholson, Ian A.M. (2003). Inventing personality: Gordon Allport and the science of selfhood. Washington, DC: American Psychological Association.

Nikolaenko, E.V. (2008). Psihologicheskaya interpretaciya fenomena zhaloby v russkoj kul’ture [Psychological interpretation of the phenomenon of complaint in Russian culture]. Abstract of PhD Thesis. Rostov-on-Don.

Ochs, E. (1979). Transcription as theory. Developmental of Contemporary Ethnography, 25 (3), 327–352.

Ong, Walter J. (1986). Writing is a technology that transforms thought. In G. Baumann (ed.), The written word: Literacy in transition. Oxford: Clarendon Press, 23–50.

Ong, Walter J. (1999). Orality, literacy, and modern media. In D. Crowley & P. Heyer (Eds.), Communication in history: technology, culture, society. New York: Longman, 60–67.

Ong, Walter J. (2013). Orality and literacy. London & New York: Routledge.

Parot, F. (2000). Psychology in the human sciences in France, 1920–1940: Ignace Meyerson’s historical psychology. History of Psychology, 3 (2), 104–121.

Parot, F. (Ed.). (1996). Pour une psychologie historique. Écrits en hommage á Ignace Meyerson [For a historical psychology. Writings in tribute to Ignace Meyerson]. Paris: Presses Universitaires de France.

Petkova, D. (2015). Beyond silence: A crosscultural comparison between Finnish “quietude” and Japanese “tranquility.” Eastern Academic Journal, 4, 1–14.

Pizarroso, N. (2013). Mind’s historicity: Its hidden history. History of Psychology. 16 (1), 72–90.

Pleh, C. (2020). Recovering a French tradition: Ignace Meyerson in focus. Culture & Psychology, 26 (3), 578–589.

Psathas, G., Anderson, T. (1990). The “Practices” of transcription in conversation analysis. Semiotica. 78 (1–2), 75–99.

Ricœur, P. (1998). Povestvovatel’naya identichnost’ [Narrative Identity] (I. Mochulskaya, Trans.). Ricœur, P. Germenevtika. Etika. Politika: moskovskie lekcii i interv’ yu [Germeneutics. Ethics. Politics: Moscow lessons and interviews]. Moscow: KAMI, 1–38.

Ris, N. (2005). Russkie razgovory: kul’tura i rechevaya povsednevnost’ epohi perestrojki [Russian talk: Culture and conversation during perestroika] (N. Kulakova, V. Gulida, Trans.). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Roy, M. S. (2006). Speaking silence: Narrative of gender in the historiography of the Naxalbari movement in West Bengal (1967–75). Journal of South Asian Development. 1 (2), 207–230.

Sarbin, T. (1986). Narrative psychology: The storied nature of human conduct. London: Bloomsbury Publishing.

Saville-Troike M., Tannen D. (ed.). (1985). Perspectives on silence. Norwood, NJ: Ablex.

Shkuratov V. A. (2016). Literatura kak spasenie (k soteriologii F.M. Dostoevskogo) [Literature as salvation (towards the soteriology of F.M. Dostoevsky)]. Politicheskaya konceptologiya [Political Conceptology], 3, 146–169.

Shkuratov, V. A. (2005). Intelligenciya v proekte sovremennosti [Intelligentsia in the project of modernity]. Logos, 6, 243–252.

Shkuratov, V. A. (2017). Vremya dvojnikov (ocherk po istorii mnozhestvennosti) [The Time of doubles (an essay on the history of plurality)]. Praktiki i interpretacii: Zhurnal philologicheskikh, obrazovatelnyhkh I kulturnykh issledovanii [Practices & Interpretations: A Journal of Philology, Teaching and Cultural Studies], 2 (1), 92–110.

Shkuratov, V.A. (1981). Kriticheskij analiz sovremennoj zarubezhnoj istoricheskoj psihologii (shkola J. Mejersona) [Critical analysis of modern foreign historical psychology (school of Zh. Meyerson)]. Habil. Th. Leningrad.

Shkuratov, V.A. (1994). Istoricheskaya psihologiya [Historical psychology]. Rostov-on-Donu: Gorod N.

Shkuratov, V.A. (1997). Istoricheskaya psihologiya [Historical psychology]. Moscow: Smysl.

Shkuratov, V.A. (2006). Iskusstvo ekonomnoj smerti: Sotvorenie videomira. [The art of frugal death: Creating a video-world]. Rostov-on-Don: Narradigma.

Shkuratov, V.A. (2009). Novaya istoricheskaya psihologiya [New historical psychology]. Rostovon-Donu: South Federal University Publ.

Shkuratov, V.A. (2011). Psihologiya v istorii kul’tury i poznaniya [Psychology in the history of culture and cognition]. Rostov-on-Donu: South Federal University Publ.

Shkuratov, V.A. (2013). A.P. Chekhov i Mishel’ Fuko: rossijskaya katorga ili zapadnaya tyur’ma? [Chekhov and Michel Foucault: Russian penal servitude or Western prison?]. Politicheskaya konceptologiya [Political Conceptology], 1, 34–42.

Shkuratov, V.A. (2015). Istoricheskaya psihologiya [Historical psychology], Book 1: Vvedenie v istoricheskuyu psihologiyu [Introduction to historical psychology], Vol. 1. Moscow: Kredo.

Skrla L., Reyes P., Scheurich J. (2000). Sexism, silence, and solutions: Women superintendents speak up and speak out. Educational Administration Quarterly, 36 (1), 44–75.

Vinogradov, V.V. (1980). Izbrannye trudy: O yazyke hudozhestvennoj prozy [Selected works. About the language of fiction]. Moscow: Nauka.

Vodolazkin, E. (2018). Aviator [Aviator]. Moscow: Elena Shubina’ Editorial staff.

West, C. (1996). Ethnography and orthography: A (modest) methodological proposal. Journal of contemporary ethnography, 25 (3), 327– 352.

Westwick, P. (2000). Secret science: A classified community in the national laboratories. Minerva, 3 (4), 363–391.

Winston, K. (2003). On the ethics of exporting ethics: The right to silence in Japan and the US. Criminal Justice Ethics, 22 (1), 3–20.

Young, K. (2012). Taleworlds and storyrealms: The phenomenology of narrative. Springer: Science & Business Media.

Zaretzkij, Yu.P. (2019). Moya zhizn’ dlya Gosudarstva: massovaya praktika sostavleniya deloproizvodstvennyh avtobiografij sovetskimi lyud’mi [My life for the State: the widespread practice of compiling paperwork autobiographies by Soviet people]. Novoe Literaturnoe Obozrenie [New Literary Observer], 3, 107–127.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Галина Анатольевна Орлова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.