Советский анекдотчик в зеркале исторической прагматики: ситуативное «я», перформативность и дискурсивные сообщества в позднем СССР
Аннотация
Советский анекдот – короткая история со смешным концом, позволяющая рассказчику и слушателям мгновенно занимать позицию относительно актуального морального, социального, политического порядка, – рассматривается в ключе дискурсивной аналитики и исторической прагматики. В отличие от историков, филологов, антропологов, адресующих содержанию анекдотов свои вопросы об идентичности, сопротивлении и маркерах социального напряжения, автор сосредоточивается на практике рассказывания анекдотов в позднем СССР. Вслед за своими информантами и коллегами он считает период позднего социализма временем расцвета устной культуры анекдота. Опираясь на полуструктурированные интервью с выходцами из СССР и эго-документы, автор выявляет и описывает практические правила и конвенции, позволявшие гражданам СССР рассказывать и слушать анекдоты. Для выявления и анализа позиций – ситуативных «я», производимых на основе доступных речевых репертуаров в рамках морального порядка, – используется позиционная теория (Харре). Особое внимание уделяется перформативному производству гендерной идентичности в ходе исполнения анекдотов и гендерному беспокойству (Батлер), охватывающему рассказчиков и слушателей в момент гендерного позиционирования. В терминах диалогического бессознательного (Биллиг) исполнение анекдота или запрет на него рассматривается как механизм настройки культурной цензуры. В терминах дискурсивного сообщества (Портер, Свейлс) описывается роль анекдота в установлении социального членства через совместно разделяемые речевые практики и дискурсивные удовольствия. Как показывает автор, анекдот, с помощью которого достигалась быстрая и эффективная связность, устанавливался эмоциональный контакт, снималось напряжение, обеспечивался консенсус, был, возможно, одним из главных культурных инструментов интеграции советского общества периода позднего социализма.
Ключевые слова: историческая прагматика, анекдот, дискурсивная аналитика, устная культура, позиционирование, моральный порядок, гендерная идентичность, перформативность, диалогическое бессознательное, дискурсивное сообщество, поздний СССР
Для цитирования: Мамин, Р.В. Советский анекдотчик в зеркале исторической прагматики: ситуативное «я», перформативность и дискурсивные сообщества в позднем СССР // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 4. С. 217–239. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-4-217-239
Полный текст:
PDFЛитература
Амитров, О.В. Дневник. Прожито [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.prozhito. org/person/3898 (дата обращения: 14.05.2022).
Вдовин, А.А. Воспоминания военного контрразведчика. М.: Вече, 2017.
Гладков, А.К. Дневники. Прожито [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.prozhito. org/person/229 (дата обращения: 14.05.2022).
Елин, Г.А. Книжка с картинками. М.: Парад, 2008.
Здравомыслова, Е., Темкина, А. Советский этакратический гендерный порядок // Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история / под ред. Н. Пушкаревой. М.: РОССПЭН, 2003. С. 436–463.
К., Н. Дневник. Прожито [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.prozhito.org/ person/1800 (дата обращения: 14.05.2022).
Карелин, В.С. Политическая прагматика перформативных высказываний // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы VI науч. конф. (Москва, 17 декабря 2010 г.). М.: Институт бизнес и политики, 2011. С. 26–34.
Клименко, А. Душа не терпит… О проблемах малочисленных народов СССР // Правда. 1990. № 85. С. 3.
Комиссаров, Б.И. Моя жизнь в СССР в 1960-е годы [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2019/07/17/240?fbclid=IwA R2cIoZmBd6FRE4rri1xCgP5NAgPa58gNOZ8J6Bk92BnUYCIFMILkPM8Ko (дата обращения: 15.05.2022).
Лакан, Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II (1954/55)) / пер. с фр. А. Черноглазовой. М.: Гнозис; Логос, 2009.
Мельниченко, М. Советский анекдот: указатель сюжетов. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Михайлин, В. Бобер, выдыхай! Заметки о советском анекдоте и об источниках анекдотической традиции. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Павлов, Н.К. Дневники. Прожито [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.prozhito. org/person/3701 (дата обращения: 14.05.2022).
Рис, Н. «Русские разговоры»: культура и речевая повседневность эпохи перестройки / пер. с англ. Н.Н. Кулаковой, В.Б. Гулиды. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Смолицкая, О.В. Перформанс как жанрообразующий элемент советского анекдота // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [Электронный ресурс], 1999. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/ smolitskaya1.htm (дата обращения: 10.05.2022).
Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному / пер. с нем. Р. Додельцева. М.: Азбука-Классика, 2015.
Фуко, М. Археология знания / пер. с фр. М. Раковой, А. Серебрянниковой. СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.
Чащухин, А.В. Перформативные речевые практики в политических коммуникациях власти и населения 1940-х годов // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2018. № 1. С. 180–188.
Шкуратов, В.А. Литература как спасение (к сотериологии Ф.М. Достоевского) // Политическая концептология. 2016. № 3. С. 146–168.
Шмелев, А.Д., Шмелева, Е.Я. Рассказывание анекдота как жанр современной русской речи: проблемы вариативности // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [Электронный ресурс], 1999. URL: https://www. ruthenia.ru/folklore/shmelev3.htm (дата обращения: 10.05.2022).
Шумейко, В.Ф. Пельмени по протоколу: анекдоты из коридоров власти. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2001.
Этциони, А. Праздники: забытая колыбель добродетели // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2015. № 2. С. 15– 30.
Юрчак, А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Althusser, A. (1999). Writings on psychoanalysis: Freud and Lacan. New York: Columbia University Press.
Austin, J.L. (1962). How to do things with words. Oxford: Oxford University Press.
Billig, M. (1999). Freudian repression: conversation creating the unconscious. Cambridge: Cambridge University Press.
Butler, J. (1988). Performative acts and gender constitution: an essay in phenomenology of feminist theory. Theatre Journal, 40 (4), 519–531.
Davies, C. (2007). Humour and protest: jokes under communism. International Review of Social History, 52 (15), 291–305.
Draitser, E. (1989). Soviet underground jokes as a means of popular entertainment. Journal of Popular Culture, 23 (1), 117–125.
Gergen, K.J. (1992). The decline and fall of personality. Psychology Today, 25 (6), 58–63.
Harré, R., & Langenhove, L.V. (1991). Varieties of positioning. Journal for the Theory of Social Behaviour, 21 (4), 393–407.
Harré, R., & Langenhove, L. (1998). Positioning theory: moral contexts of intentional action. New York: Willey-Blackwell.
Hermans, H., & Hermans-Konopka, A. (2010). Dialogical self theory: Positioning and counter-positioning in a globalizing society. Cambridge: Cambridge University Press.
Latour, B. (1993). The pasteurization of France. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
Lovell, S. (2020). How Russia learned to talk: a history of public speaking in the stenographic age, 1860–1930. Oxford: Oxford University Press.
Morris, C.W. (1938). Foundations of the theory of signs. Chicago: The University of Chicago Press.
Ong, W. (1999). Orality, literacy, and modern media. Communication in History: Technology, Culture, Society, 3, 60–67.
Oushakine, S. (2001). The terrifying mimicry of samizdat. Public Culture, 13 (2), 191–214.
Porter, J.E. (1986). Intertextuality and the discourse community. Rhetoric Review, 5 (1), 34–47.
Rose, N. (1996). Inventing ourselves: psychology, power, and personhood. Cambridge: Cambridge University Press.
Smirnova, M. (2013). Community through comedy: cultural consciousness in the Russian Soviet anekdot [Doctoral dissertation, University of Maryland]. UMD Theses and Dissertations. Retrieved from: http://hdl.handle. net/1903/14208 (date of access: 14.05.2022).
Swales, J. (2001). The concept of discourse community. In E. Wardle, & D. Downs (Eds.), Writing about writing: a college reader. Boston: Bedford, 215–227.
Traugott, E.C. (2006). Historical pragmatics. In L.R. Horn, & G. Ward (Eds.), The handbook of pragmatics. Oxford: Blackwell Publishing, 538–561.
Wiggins, B.E. (2019). The discursive power of memes in digital culture: ideology, semiotics, and intertextuality. New York: Routledge.
References
Althusser, A. (1999). Writings on psychoanalysis: Freud and Lacan. New York: Columbia University Press.
Amitrov, O.V. (n.d.). Dnevnik [Diary]. Prozhito [Lived through]. Retrieved from: https://corpus.prozhito.org/person/3898 (date of access: 14.05.2022).
Austin, J.L. (1962). How to do things with words. Oxford: Oxford University Press.
Billig, M. (1999). Freudian repression: conversation creating the unconscious. Cambridge: Cambridge University Press.
Butler, J. (1988). Performative acts and gender constitution: an essay in phenomenology of feminist theory. Theatre Journal, 40 (4), 519–531.
Chashchukhin, A.V. (2018). Performativnyye rechevyye praktiki v politicheskikh kommunikatsiyakh vlasti i naseleniya 1940-kh godov [Performative speech practices in political communications between the government and the population of the 1940s]. Vestnik Permskogo Universiteta. Seriya Istoriy [Herald of Perm University. History], 1, 180–188.
Davies, C. (2007). Humour and protest: jokes under communism. International Review of Social History, 52 (15), 291–305.
Draitser, E. (1989). Soviet underground jokes as a means of popular entertainment. Journal of Popular Culture, 23 (1), 117–125.
Elin, G.A. (2008). Knizka s kartinkami [Book with pictures]. Moscow: Parad.
Ettsioni, A. (2015). Prazdniki: zabytaya kolybel’ dobrodeteliv [Holidays: the forgotten Cradle of Virtue]. Neprikosnovennyy zapas: debaty o politike i kul’ture [The untouchable reserve: a debate about politics and culture] 2, 15–30.
Foucault, M. (2004). L’archéologie du savoir [The archaeology of knowledge]. (M. Rakova, & A. Serebryannikova, Trans.). Saint-Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya.
Freud, Z. (2015). Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten [Wit and its relation to the unconscious] (R. Dodel’tsev, Trans.). Moscow: Azbuka-Klassika.
Gergen, K.J. (1992). The decline and fall of personality. Psychology Today, 25 (6), 58–63.
Gladkov, A.K. (n.d.). Dnevnik [Diary]. Prozhito [Lived through]. Retrieved from: https://corpus.prozhito.org/person/229 (date of access: 14.05.2022).
Harré, R., & Langenhove, L. (1998). Positioning theory: moral contexts of intentional action. New York: Willey-Blackwell.
Harré, R., & Langenhove, L.V. (1991). Varieties of positioning. Journal for the Theory of Social Behaviour, 21 (4), 393–407.
Hermans, H., & Hermans-Konopka, A. (2010). Dialogical self theory: positioning and counter-positioning in a globalizing society. Cambridge: Cambridge University Press.
K., N. (n.d.). Dnevnik [Diary]. Prozhito [Lived through]. Retrieved from: https://corpus.prozhito. org/person/1800 (date of access: 14.05.2022).
Karelin, V.S. (2011). Politicheskaya pragmatika performativnykh vyskazyvaniy [The political pragmatics of performative statements]. Grani kul’tury: aktual’nyye problemy istorii i sovremennosti [Facets of culture: actual problems of history and modernity]. Moscow: Institut biznesa i politiki, 26–34.
Klimenko, A. (1990). Dusha ne terpit… O problemakh malochislennykh narodov [The soul does not tolerate… On the problems of small peoples]. Pravda, 85, 3.
Komissarov, B.I. (n.d.). Moya zhizn’ v SSSR v 1960-e gody [My life in the USSR in the 1960s]. Retrieved from: https://proza.ru/2019/07/17/240?fbclid=IwAR2cIoZmBd6FRE4rri1xCgP5NAgPa58gNO-Z8J6Bk92BnUYCIFMILkPM8Ko (date of access: 15.05.2022).
Lacan, J. (2009). Le moi dans la théorie de Freud et dans la technique de la psychanalyse [The ego in Freud’s theory and in the technique of psychoanalysis] (A. Chernoglazova, Trans.). Moscow: Gnosis; Logos.
Latour, B. (1993). The pasteurization of France. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
Lovell, S. (2020). How Russia learned to talk: a history of public speaking in the stenographic age, 1860–1930. Oxford: Oxford University Press.
Mel’nichenko, M. (2014). Sovetskiy anekdot: ukazatel’ syuzhetov [Soviet anecdote: index of plots]. Moscow: New Literary Observer.
Mikhaylin, V. (2022). Bober, vydykhay! Zametki o sovetskom anekdote i ob istochnikakh anekdoticheskoy traditsii [Beaver, exhale! Notes on the Soviet anecdote and on the sources of the anecdotal tradition]. Moscow: New Literary Observer.
Morris, C.W. (1938). Foundations of the theory of signs. Chicago: The University of Chicago Press.
Ong, W. (1999). Orality, literacy, and modern media. Communication in History: Technology, Culture, Society, 3, 60–67.
Oushakine, S. (2001). The terrifying mimicry of samizdat. Public Culture, 13 (2), 191–214.
Pavlov, N.K. (n.d.). Dnevnik [Diary]. Prozhito [Lived through]. Retrieved from: https://corpus.prozhito.org/person/3701 (date of access: 14.05.2022).
Porter, J.E. (1986). Intertextuality and the discourse community. Rhetoric Review, 5 (1), 34–47.
Ries, N. (2005). Russian talk: culture and conversation during perestroika (N.N. Kulakova, & V.B. Gulida, Trans.). Moscow: New Literary Observer.
Rose, N. (1996). Inventing ourselves: psychology, power, and personhood. Cambridge: Cambridge University Press.
Shkuratov, V.A. (2016). Literatura kak spaseniye (k soteriologii F.M. Dostoyevskogo) [Literature as salvation (towards the soteriology of F.M. Dostoevsky)]. Politicheskaya Kontseptologiya [Political Conceptology], 3, 146–168.
Shmelev, A.D., & Shmeleva, E.Ya. (1999). Rasskazyvaniye anekdota kak zhanr sovremennoy russkoy rechi: problemy variativnosti [Telling a joke as a genre of modern Russian speech: problems of variability]. Fol’klor i postfol’klor: struktura, tipologiya, semiotika [Folklore and post-folklore: structure, typology, semiotics]. Retrieved from: https://www.ruthenia.ru/folklore/shmelev3.htm (date of access: 10.05.2022).
Shumeyko, V.F. (2001). Pel’meni po protokolu: anekdoty iz koridorov vlasti [Dumplings according to protocol: anecdotes from the corridors of power]. Moscow: Kollektsiya “Sovershenno sekretno”.
Smirnova, M. (2013). Community through comedy: cultural consciousness in the Russian Soviet anekdot [Doctoral dissertation, University of Maryland]. UMD Theses and Dissertations. Retrieved from: http://hdl.handle.net/1903/14208 (date of access: 14.05.2022).
Smolitskaya, O.V. (1999). Performans kak zhanroobrazuyushchiy element sovetskogo anekdota [Performance as a genre-forming element of the Soviet joke]. Fol’klor i postfol’klor: struktura, tipologiya, semiotika [Folklore and post-folklore: structure, typology, semiotics]. Retrieved from: https://www.ruthenia.ru/folklore/smolitskaya1. htm (date of access: 10.05.2022).
Swales, J. (2001). The concept of discourse community. In E. Wardle, & D. Downs (Eds.), Writing about writing: a college reader. Boston: Bedford, 215–227.
Traugott, E.C. (2006). Historical pragmatics. In L.R. Horn, & G. Ward (Eds.), The handbook of pragmatics. Oxford: Blackwell Publishing, 538–561.
Vdovin, A.A. (2017). Vospominaniya voyennogo kontrrawvedchika. [Memoirs of a military counterintelligence officer]. Moscow: Veche.
Wiggins, B.E. (2019). The discursive power of memes in digital culture: ideology, semiotics, and intertextuality. New York: Routledge.
Yurchak, A. (2014). Eto bylo navsegda, poka ne konchilos’: posledneye sovetskoye pokoleniye [Everything was forever, until it was no more: the last Soviet generation]. Moscow: New Literary Observer.
Zdravomyslova, E., & Temkina, A. (2003) Sovetskiy etakraticheskiy gendernyy poryadok [The Soviet sort of gender order]. In N. Pushkareva (Ed.), Sotsial’naya istoriya. Ezhegodnik, 2003. Zhenskaya i gendernaya istoriya Sotsial’naya istoriya. Ezhegodnik, 2003. Zhenskaya i gendernaya istoriya [Social history. Yearbook, 2003. Women’s and gender history]. Moscow: ROSSPEN, 436–463.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2024 Роман Владимирович Мамин
ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru
Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.