Политики авторства после «Смерти автора»: «Афганская фотовыставка» Уильяма Т. Воллманна

Александр Юрьевич Колесников

Аннотация


В статье рассматривается книга Уильяма Т. Воллманна «Афганская фотовыставка» в контексте нарратологических дискуссий о границах и атрибутах вымышленных и фактографических повествовательных режимов. Теоретической рамкой исследования служат работы Ж. Женетта и Д. Кон, нарратологические модели которых, тем не менее, оказываются несколько ограниченными и не вполне релевантными проблематике постмодерна, что становится заметно с появлением неклассических нарратологических исследований на рубеже XX–XXI вв. (работы М.–Л. Райан, М. Флудерник и др.). Возможным дополнением к нарратологической перспективе может быть обращение к морально-политическому осмыслению вопросов эстетики, в связи с чем к анализу привлекаются работы Ж. Рансьера, а также классические работы, осмысляющие ситуацию постмодерна (Д. Харви и Ф. Джеймисон). Постструктуралистские теории авторства, минимизирующие роль автора в смыслопорождении и обеспечении подлинности (фактографичности) повествования, снимают комплекс этических вопросов, который, тем не менее, оказывается достаточно важным для самой ситуации постмодерна. Книга Воллманна выступает в качестве симптоматичного (хотя и не парадигмального) текста, на примере которого можно показать, что отношение автор-читатель носит двухсторонний характер временной неустойчивой сборки, конструируемой в процессе рецепции текста читателем для каждой конкретной пары автор-читатель, и не может приобрести универсальный характер общего правила. Фрагментарный и гибридный характер книги, отсутствие в ней стилистической однородности позволяют ей выступать в качестве более искренней попытки запечатлеть подлинную реальность, чем на это способны многие документальные и фактографические тексты этой эпохи, формирующие «объективность» за счет редукции субъективного авторского взгляда на ситуацию.

Ключевые слова: вымысел, политика эстетики, постмодерн, репрезентация, факт, этика авторства

Для цитирования: Колесников, А.Ю. Политики авторства после «Смерти автора»: «Афганская фотовыставка» Уильяма Т. Воллманна // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 4. С. 240–259. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-4-240-259 


Полный текст:

PDF

Литература


Воллманн, У., Макэффри, Л. Ларри Макэффри и Уильям Воллманн: разговор [Электронный ресурс]. URL: https://pollenpress.ru/2023/01/22/mccaffery_vollmann/ (дата обращения: 05.01.2023).

Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.

Митрошенков, К. Допустимое и недопустимое обращение с историей [Электронный ресурс]. URL: https://gorky.media/reviews/ dopustimoe-i-nedopustimoe-obrashhenie-sistoriej/ (дата обращения: 14.08.2023).

Несмелова, О.О., Коновалова, Ж.Г. Новый журнализм: теоретические принципы и их художественное воплощение // Ученые Записки Казанского Университета. Гуманитарные Науки. 2011. Т. 153. № 2. С. 245–258.

Рансьер, Ж. Эмансипированный зритель / пер. с фр. Д. Жукова. Н. Новгород: Красная ласточка, 2018.

Руттен, Э. Искренность после коммунизма: культурная история / пер. с англ. А. Степанова. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

Серль, Д. Логический статус художественного дискурса / пер. с анг. А.Д. Шмелева // Логос. 1999. № 3 (13). С. 34–47.

Харви, Д. Состояние постмодерна: исследование истоков культурных изменений / пер. с англ. Н. Проценко. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021.

Шмид, В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008.

Alexander, R., & Rothacker, J. (2022, February 17). Vollmannia (1). Retrieved from: https:// www.podparadise.com/Podcast/1610746244/ Listen/1645045200/0 (date of access: 05.08.2023).

Bruner, J. (1991). The narrative construction of reality. Critical Inquiry, 18(1), 1–21.

Butler, J. (2022). Foreword. Hayden White, modernism, practical knowledge. In R. Doran (Ed.), The ethics of narrative. Essays on history, literature, and theory, 1998–2007 (Vol. 1). Ithaca and London: Cornell University Press. Retrieved from: https://www.cornellpress. cornell.edu/book/9781501765056/the-ethicsof-narrative/ (date of access: 05.08.2023).

Cohn, D. (1989). Fictional versus historical lives: borderlines and borderline cases. The Journal of Narrative Technique, 19(1), 3–24.

Cohn, D. (1990). Signposts of fictionality: a narratological perspective. Poetics Today, 11(4), 775–804. https://doi.org/10.2307/1773077

Fludernik, M., & Ryan, M.-L. (2020). Factual narrative: an introduction. In M. Fludernik, & M.-L. Ryan (Eds.), Narrative factuality: a handbook. Berlin: De Gruyter, 1–28.

Genette, G. (1993). Fiction & diction (C. Porter, Trans.). Ithaca and London: Cornell University Press.

Kobak, A. (1992, July 26). “An Afghanistan picture show.” The New York Times. Retrieved from: https://www.nytimes.com/1992/07/26/ books/an-afghanistan-picture-show.html (date of access: 21.08.2023).

LeClair, T. (1996). The prodigious fiction of Richard Powers, William Vollmann, and David Foster Wallace. Critique: Studies in Contemporary Fiction, 38(1), 12–37. https://doi. org/10.1080/00111619.1996.9936496

Pauly, J. J. (2014). The New Journalism and the struggle for interpretation. Journalism, 15(5), 589– 604. https://doi.org/10.1177/1464884914529208

Rajewsky, I. (2020). Theories of fictionality and their real other. In M. Fludernik, & M.-L. Ryan (Eds.), Narrative factuality: a handbook. Berlin: De Gruyter, 29–50.

Ryan, M.-L. (1997). Postmodernism and the doctrine of panfictionality. Narrative, 5(2), 165– 187.

Ryan, M.-L. (2020). Fact, fiction and media. In M. Fludernik, & M.-L. Ryan (Eds.), Narrative factuality: a handbook. Berlin: De Gruyter, 75– 94.

Schmidt, S. J. (1984). The fiction is that reality exists: a constructivist model of reality, fiction, and literature (H. Hauptmeier, Trans.). Poetics Today, 5(2), 253–274. https://doi. org/10.2307/1771932

Thompson, M. (2011). William T. Vollmann, Tony Tanner, and the private extremes of an antijournalism. Literary Journalism Studies, 3(1), 74–95.

Vollmann, W. T. (1990). American writing today: a diagnosis of the disease. Conjunctions, 15, 355–358.

Vollmann, W. T. (1993). Art and politics. Conjunctions, 21, 345–352.

Vollmann, W. T. (2013). An Afghanistan picture show or, how I saved the world. Brooklyn and London: Melville House.

White, H. (2022). The ethics of narrative. Essays on history, literature, and theory, 1998–2007 (R. Doran, Ed.) (Vol. 1). Ithaca and London: Cornell University Press. https://www.cornellpress.cornell.edu/ book/9781501765056/the-ethics-of-narrative/

Yacobi, T. (1981). Fictional reliability as a communicative problem. Poetics Today, 2(2), 113–126. https://doi.org/10.2307/1772193

References

Alexander, R., & Rothacker, J. (2022, February 17). Vollmannia (1). Retrieved from: https://www.podparadise.com/ Podcast/1610746244/Listen/1645045200/0 (date of access: 05.08.2023).

Bruner, J. (1991). The narrative construction of reality. Critical Inquiry, 18(1), 1–21.

Butler, J. (2022). Foreword. Hayden White, modernism, practical knowledge. In R. Doran (Ed.), The ethics of narrative. Essays on history, literature, and theory, 1998–2007 (Vol. 1). Ithaca and London: Cornell University Press. Retrieved from: https://www.cornellpress. cornell.edu/book/9781501765056/the-ethicsof-narrative/ (date of access: 05.08.2023).

Cohn, D. (1989). Fictional versus historical lives: borderlines and borderline cases. The Journal of Narrative Technique, 19(1), 3–24.

Cohn, D. (1990). Signposts of fictionality: a narratological perspective. Poetics Today, 11(4), 775–804. https://doi. org/10.2307/1773077

Fludernik, M., & Ryan, M.-L. (2020). Factual narrative: an introduction. In M. Fludernik, & M.-L. Ryan (Eds.), Narrative factuality: a handbook. Berlin: De Gruyter. 1–28.

Genette, G. (1993). Fiction & diction (C. Porter, Trans.). Ithaca and London: Cornell University Press.

Harvey, D. (2021). The condition of postmodernity: an enquiry into the origins of cultural change (N. Protsenko, Trans.). Moscow: HSE University Press.

Jameson, F. (2019). Postmodernism, or, the cultural logic of late capitalism (D. Kralechkin, Trans.). Moscow: Gaidar Institute Press.

Kobak, A. (1992, July 26). “An Afghanistan picture show.” The New York Times. Retrieved from: https://www.nytimes.com/1992/07/26/ books/an-afghanistan-picture-show.html (date of access: 21.08.2023).

LeClair, T. (1996). The prodigious fiction of Richard Powers, William Vollmann, and David Foster Wallace. Critique: Studies in Contemporary Fiction, 38(1), 12–37. https:// doi.org/10.1080/00111619.1996.9936496

Mitroshenkov, K. (2023, August 8). Dopustimoe i nedopustimoe obrashchenie s istoriej [Acceptable and unacceptable treatment of history]. Gorky. Retrieved from: https://gorky.media/reviews/dopustimoe-inedopustimoe-obrashhenie-s-istoriej/ (date of access: 21.08.2023).

Nesmelova, O. O., & Konovalova, Zh. G. (2011). Novyj zhurnalizm: teoreticheskie principy i eyo hudozhestvennoe voploshchenie [New jouralism: theoretical background and its artistic realization]. Uchenyye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Gumanitarnyye Nauki [Proceedings of Kazan University. Humanities], 153(2), 245–258.

Pauly, J. J. (2014). The New Journalism and the struggle for interpretation. Journalism, 15(5), 589–604. https://doi. org/10.1177/1464884914529208

Rajewsky, I. (2020). Theories of fictionality and their real other. In M. Fludernik, & M.-L. Ryan (Eds.), Narrative factuality: a handbook. Berlin: De Gruyter, 29–50.

Rancière, J. (2018). The emancipated spectator (D. Zhukov, Trans.). Nizhnij Novgorod: Krasnaya lastochka.

Rutten, E. (2022). Sincerity after communism: a cultural history (A. Stepanov, Trans.). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Ryan, M.-L. (1997). Postmodernism and the doctrine of panfictionality. Narrative, 5(2), 165–187.

Ryan, M.-L. (2020). Fact, fiction and media. In M. Fludernik, & M.-L. Ryan (Eds.), Narrative factuality: a handbook. Berlin: De Gruyter, 75–94.

Schmidt, S. J. (1984). The fiction is that reality exists: a constructivist model of reality, fiction, and literature (H. Hauptmeier, Trans.). Poetics Today, 5(2), 253–274. https://doi. org/10.2307/1771932

Schmid, W. (2008). Narratologija [Narratology]. Moscow: Jaziky Slavjanskoj Kultury.

Searle, J. R. (1999). The logical status of fictional discourse (A. Shmelev, Trans.). Logos, 3 (13), 34–47.

Thompson, M. (2011). William T. Vollmann, Tony Tanner, and the private extremes of an anti-journalism. Literary Journalism Studies, 3(1), 74–95.

Vollmann, W. T., & McCaffery, L. (2023, January 22). A conversation with William T Vollmann (A. Kolesnikov, Trans.). Retrieved from: https://pollen-press.ru/2023/01/22/ mccaffery_vollmann/ (date of access: 05.01.2023).

Vollmann, W. T. (1990). American writing today: a diagnosis of the disease. Conjunctions, 15, 355–358.

Vollmann, W. T. (1993). Art and politics. Conjunctions, 21, 345–352.

Vollmann, W. T. (2013). An Afghanistan picture show or, how I saved the world. Brooklyn and London: Melville House.

White, H. (2022). The ethics of narrative. Essays on history, literature, and theory, 1998–2007 (R. Doran, Ed) (Vol. 1). Ithaca and London: Cornell University Press. https://www.cornellpress.cornell.edu/ book/9781501765056/the-ethics-of-narrative/ (date of access: 21.08.2023).

Yacobi, T. (1981). Fictional reliability as a communicative problem. Poetics Today, 2(2), 113–126. https://doi.org/10.2307/1772193


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Александр Юрьевич Колесников


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.