ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: СЕМИОТИЧЕСКИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

Ирина Евгеньевна Сироткина

Аннотация


В статье рассматривается природа человеческого движения в его связи с языком и вне этой связи, то есть семиотическая и несемиотическая стороны движения. Анализируются различия движения и жеста, дается определение жеста. Кратко характеризуются семиотический и структуралистский подходы к движению. Им противопоставляются подходы, условно называемые «феноменологическими», в которых движение берется как практика или производство опыта. В таких подходах акцент делается на переживание движения, его ощутимость, на чувство движения – кинестезию. Утверждается, что в этом случае движение способно производить телесное знание ‒ практическое знание как, в отличие от вербализованного и формализованного знания что, то есть двигательный опыт, еще не подвергнутый семиотизации.

Ключевые слова: движение человека, жест, язык, ощутимость, кинестезия, знание как, знание что.

 

Цитировать:

Сироткина И.Е. Человеческое движение: семиотический и феноменологический подходы // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, № 4. С. 197‒212.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Белый, А. Безрукая танцовщица. Публ. Е.В. Глуховой, Д.О. Торшилова // Literary Calendar: the Books of Days. 2009. № 5 (2). С. 5–25.

Белый, А. Глоссолалия. Поэма о звуке. М.: Evidentis, 2002.

Булгакова, О. Фабрика жестов. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

Дидро, Д. О драматической поэзии. Пер. Р. Линцер // Эстетика и литературная критика. М.: Худож. лит., 1980. С. 216–300.

Кандинский, В. Избранные труды по теории искусства. В 2 тт. т. 2. М.: Гилея, 2008.

Иванова, Л.В. Воспоминания: Книга об отце. Подгот. текста и комм. Дж. Мальмстада. М.: РИК «Культура», 1992.

Кристева, Ю. Практический жест или коммуникация? (1968) // Семиотика. Исследования по семанализу. Пер. с фр. Э.А. Орловой. М.: Академический проект, 2013. С. 26–46.

Кнебель, М. О Михаиле Чехове и его творческом наследии (1983). Вступительная статья // Чехов М.А. Воспоминания. Письма. М.: Локид-пресс, 2001. С. 9–33.

Пасквинелли, Б. Жест и экспрессия. Пер. с итал. И.Е. Прусс. М.: Омега, 2009.

Почепцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998.

Проскуряков, В.В. Язык и структура пластических текстов сценических видов искусства // Эра пантомимы. Лаборатория изучения евразийской театральной культуры ХХ – XXI вв. Вып. 2. М.: Миттель Пресс, 2015. С. 126‒159.

Рутберг, И.Г. Опыт и исследования Ф. Дельсарта, продуктивные для искусства пантомимы // Академия пантомимы: теория и практика. Вып. 1. М.: Миттель Пресс, 2011. С. 198–211.

Самоделова, Е.А. и др. Комментарии // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 тт. М., 1995–2002. т. 5. Проза. М.: Худож. лит., 1997. С. 325–557.

Серто, М. де. Изобретение повседневности. Пер. с франц. Д. Калугина. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., 2013.

Цивьян, Ю. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Сироткина, И.Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Европ. университета, 2016.

Чехов, М.А. О технике актера (1946) // Работa актера над собой / К.С. Станиславский. О технике актера / М.А. Чехов. Предисл. О.А. Радищевой. М.: Артист. Режиссер. театр, 2008. С. 371–485.

Фабрикант, М.И. Жест // Словарь художественных терминов. ГАХН. 1923– 1929 гг. / под ред. И.М. Чубарова. М.: ЛогосАльтера, Ecce Homo, 2005. C. 156–157.

Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах. Пер. с итал. А. Глебовской. СПб.: Symposium, 2007.

Birdwhistell, R. (1952). Introduction to kinesics: an annotation system for analysis of body motion and gesture. Washington, DC: Department of State, Foreign Service Institute.

Glon, M., & Launay, I. (Eds.) (2012). Histoires de gestes. Paris: Actes Sud.

Nichols, S.G. (2012). Global language or universal language? From Babel to the Illustrious Vernacular. Digital Philology: A Journal of Medieval Cultures.,1 (1), 73–109.

Noland, C. (2009). Agency and embodiment: performing gestures/producing culture. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Noland, C., & Ness, S.A. (Eds.) (2008). Migrations of gesture. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Sheets-Johnstone, M. (2011). The Primacy of movement. Exp. 2nd ed. Amsterdam: John Benjamins Publ. Co.

Voegelin, C.F. (1958). Sign language analysis: one level or two? International Journal of American Linguistics, 24, 71–76.

References

Belyi, A. (2002). Glossolaliya. Poema o zvuke [Glossolalia: A poem about sound]. Moscow: Evidentis.

Belyi, A. (2009). Bezrukaya tantsovshchitsa [The armless dancer]. Publ. by E.V. Glukhova, & D.O. Torshilov. Literary Calendar: the Books of Days, 5 (2), 5–25.

Birdwhistell, R. (1952). Introduction to kinesics: an annotation system for analysis of body motion and gesture. Washington, DC: Department of State, Foreign Service Institute.

Bulgakova, O. (2005). Fabrika zhestov [The factory of gestures]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Chekhov, M.A. (1946). O tekhnike aktera [On the technique of the actor]. In Rabota aktera nad soboi by K.S. Stanislavskii. O tekhnike aktera by M.A. Chekhov. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2008, 371–485.

Diderot, D. (1980). O dramaticheskoi poezii [On dramatic poetry]. Estetika i literaturnaya kritika (R. Lintser, Trans.). Moscow: Khudozh. lit., 216–300.

Eco, U. (2007). Six walks in the fictional woods. (A. Glebovskaya, Trans.). Saint-Petersburg: Symposium.

Fabrikant, M.I. (2005). Zhest [Gesture]. In I.M. Chubarov (Ed.), Slovar’ khudozhestvennykh terminov. GAKhN. 1923-1929 [Dictionary of art terms. State Academy of Arts. 1923‒1929]. Moscow: Logos-Al’tera, Ecce Homo, 156–157.

Glon, M., & Launay, I. (Eds.) (2012). Histoires de gestes. Paris: Actes Sud.

Ivanova, L.V. (1992). Vospominaniya: kniga ob ottse [Memoirs. A book about my father]. Moscow: RIK «Kultura».

Kandinskii, V. (2008). Izbrannye trudy po teorii iskusstva [Selected works on art theory]. Vol. 2. Moscow: Gileya.

Knebel’, M. (2001). O Mikhaile Chekhove i ego tvorcheskom nasledii [On Mikhail Chekhov and his creative legacy]. In M.A. Chekhov, Vospominaniya. Pis’ma. [Reminiscences. Letters]. Moscow: Lokid-press, 9–33.

Kristeva, Yu. (2013). Prakticheskii zhest ili kommunikatsiya? [Practical gesture or communication?]. In: Desire in language: a semiotic approach to literature and art. (E.A. Orlova, Trans.). Moscow: Akademicheskii proekt, 26–46.

Nichols, S.G. (2012). Global language or universal language? From Babel to the Illustrious Vernacular. Digital Philology: A Journal of Medieval Cultures, 1 (1), 73–109.

Noland, C. (2009). Agency and embodiment: performing gestures/producing culture. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Noland, C., & Ness, S.A. (Eds.) (2008). Migrations of gesture. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Paskvinelli, B. (2009). Zhest i ekspressiya [Gesture and expression] (I.E. Pruss, Trans.). Moscow: Omega.

Pocheptsov, G.G. (1998). Istoriya russkoi semiotiki do i posle 1917 goda [History of Russian semiotics before and after 1917]. Moscow: Labirint.

Proskuryakov, V.V. (2015). Yazyk i struktura plasticheskikh tekstov stsenicheskikh vidov iskusstva [Language and structure of movement texts in theatre arts]. In: Era pantomimy. Laboratoriya izucheniya evraziiskoi teatral’noi kul’tury XX ‒ XXI vv. [Pantomime era. Research laboratory of Eurasian theatrical culture of the XXXXI centuries]. Vol. 2. Moscow: Mittel’ Press, 126–159.

Rutberg, I.G. (2011). Opyt i issledovaniya F. Del’sarta, produktivnye dlya iskusstva pantomimy [F. Delsarte’s experience and studies productive for the art of pantomime]. In Akademiya pantomimy: teoriya i praktika [Pantomime academy: theory and practice]. Vol. 1. Moscow: Mittel’ Press, 198–211.

Samodelova, E.A., et al. (1997). Kommentarii [Comments]. In: S.A Esenin, Polnoe sobranie sochinenii [Complete selection of works]. Vol. 5. Proza. Moscow: Khudozh. lit., 325–557.

Serto, M. de. (2013). Izobretenie povsednevnosti [The invention of everyday life] (D. Kalugin, Trans.). Saint-Petersburg: Evropeiskiy universitet Publ.

Sheets-Johnstone, M. (2011). The Primacy of movement. Exp. 2nd ed. Amsterdam: John Benjamins Publ. Co.

Sirotkina, I.E. (2016). Shestoe chuvstvo avangarda [The sixth sense of the avant-garde]. SaintPetersburg: European University Press.

Tsiv’yan, Yu. (2010). Na podstupakh k karpalistike: dvizhenie i zhest v literature, iskusstve i kino [Approaching carpalistics: movement and gesture in literature, art and cinema]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Voegelin, C.F. (1958). Sign language analysis: one level or two? International Journal of American Linguistics, 24, 71–76.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Ирина Евгеньевна Сироткина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.