Изображение на обложке

ГЕНЕЗИС МОТИВА СЛЕПОТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭЛИАСА КАНЕТТИ: КАНЕТТИ И ЖИВОПИСЬ (РЕМБРАНДТ «ОСЛЕПЛЕНИЕ САМСОНА», БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ «ПРИТЧА О СЛЕПЫХ»)

Наталья Михайловна Зозуля

Аннотация


В статье анализируется мотив слепоты / ослепления в романе Э. Канетти «Ослепление» (1935), а также предпринимается попытка объяснить решение автора переименовать роман, первоначальное название которого «Кант загорается» подчеркивало доминирующую роль огненной символики. В качестве главного импульса к переименованию рассматривается воздействие полотен Рембрандта ван Рейна и Питера Брейгеля Старшего.

Все наблюдения соотносятся с теорией о массе и власти, концептуально важной для Канетти и разрабатываемой
им на протяжении десятилетий его творческой биографии.

Ключевые слова: австрийская литература, Элиас Канетти, «Ослепление», живопись, масса, власть, Брейгель Старший, Рембрандт.


Полный текст:

PDF

Литература


Дворжак М. История искусства как история духа (пер. Сидоров А.А., Сидорова В.С., Лепорк А.К.). СПб., 2001. 383 c.

Канетти Э. Ослепление (пер. С. Апта). СПб., 2000. 600 с.

Павлова Н.С. Масса в персонажах Канетти «Ослепление» // Вопросы философии. №3. М., 2007. С. 15-21.

Федяева Т.А. Диалог и сатира. Проблемы поэтики сатиры неклассического типа. СПб., 2013. 284 с.

Arnason, J.P. (2004). Elias Canetti’s counter¬image of society: crowds, power, transformation. Rochester, NY: Camden House.

Belobratov, A.W. (Hg). (2005). Osterreichische Literatur: Moderne und Gegenwart. St. Peters¬burg: Peterburg. XXI Vek.

Busch, G. (1975). Der Roman des grofien Er- schreckens «Die Blendung». In: Herbert G. Gop- fert (Hg.), Canetti lesen. Erfahrungen mit seinen Buchern. Munchen: Hanser.

Canetti, E. (1982). Die Fackel im Ohr. Lebens- geschichte 1921-1931. Frankfurt am Mein: Fi- scher-Taschenbuch-Verlag.

Canetti, E. (1983). Die Blendung. Frankfurt am Mein: Peter Lang.

Canetti, E. (1992). Masse und Macht. Hildes- heim: Claassen Verlag.

Dissinger, D. (1971). Vereinzelung und Mas- senwahn. Elias Canettis Roman «Die Blendung». Bonn: Bouvier.

Dissinger, D. (1975). Erster Versuch einer Re- zeptionsgeschichte Canettis am Beispiel seiner Werke «Die Blendung» und «Masse und Macht». In: Herbert G. Gopfert (Hg.), Canetti lesen. Erfah-rungen mit seinen Buchern. Munchen: Hanser.

Donahue, W.C. (2001). The end of modernism: Elias Canetti’s Auto-da-Fe. Chapel Hill: University of North Carolina Press.

Donahue, W.C. (Ed.). (2007). The worlds of

Elias Canetti: centenary essays. Newcastle: Cam¬bridge Scholars Publishing.

Evelein, F.J. (2014). Literary exiles from Nazi Germany: exemplarity and the search for meaning. Rochester: Camden House.

Neumann, G. (1996). Vom Lesen der Bilder. Canettis imaginare Lekturen zwischen Blendung und Vision. In: G. Neumann (Hg.), Canetti als Le- ser. Freiburg im Breisgau: Rombach.

Sieg, Ch. (2011). The ordinary in the novel of German modernism. Bielefeld: Aisthesis.

References

Arnason, J.P. (2004). Elias Canettis counter¬image of society: crowds, power, transformation. Rochester, NY: Camden House.

Belobratov, A.W. (Hg). (2005). Osterreichische Literatur: Moderne und Gegenwart. St. Peters¬burg: Peterburg. XXI vek.

Busch, G. (1975). Der Roman des grofien Er- schreckens «Die Blendung». In: Herbert G. Gop- fert (Hg.), Canetti lesen. Erfahrungen mit seinen Buchern. Munchen: Hanser.

Canetti, E. (1982). Die Fackel im Ohr. Lebens- geschichte 1921-1931. Frankfurt am Mein: Fi- scher-Taschenbuch-Verlag.

Canetti, E. (1983). Die Blendung. Frankfurt am Mein: Peter Lang.

Canetti, E. (1992). Masse und Macht. Hildes- heim: Claassen Verlag.

Canetti, E. (2000). Osleplenie [Auto-da-Fe]. St. Petersburg: Simpozium.

Dissinger, D. (1971). Vereinzelung und Mas- senwahn. Elias Canettis Roman «Die Blendung». Bonn: Bouvier.

Dissinger, D. (1975). Erster Versuch einer Re- zeptionsgeschichte Canettis am Beispiel seiner Werke «Die Blendung» und «Masse und Macht». In: Herbert G. Gopfert (Hg.), Canetti lesen. Erfah-rungen mit seinen Buchern. Munchen: Hanser.

Donahue, W.C. (2001). The end of modernism: Elias Canettis Auto-da-Fe. Chapel Hill: University of North Carolina Press.

Donahue, W.C. (Ed.). (2007). The worlds of Elias Canetti: centenary essays. Newcastle: Cam¬bridge Scholars Publishing.

Dvorak, M. (2001). Istoriya iskusstva kak isto- riya dukha [Art history as intellectual history]. St. Petersburg: Akademicheskiy proyekt Publ.

Evelein, F.J. (2014). Literary exiles from Nazi Germany: exemplarity and the search for meaning. Rochester: Camden House.

Fedjaeva, T.A. (2013). Dialog i satira. Proble- mi poetiki satiri neklassicheskovo tipa [Dialogue and satire. Poetics problems of nonclassical satire]. St. Petersburg: Petropolis.

Neumann, G. (1996). Vom Lesen der Bilder. Canettis imaginare Lekturen zwischen Blendung und Vision. In: G. Neumann (Hg.), Canetti als Le- ser. Freiburg im Breisgau: Rombach.

Pavlova, N.S. (2007). Massa v personazhakh Kanetti «Osleplenie» [Crowds in the characters of Canettis novel «Auto-da-Fe»]. Voprosy filosofii [Philosophy problems]. 3, pp. 15-21.

Sieg, Ch. (2011). The ordinary in the novel of German modernism. Bielefeld: Aisthesis.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Наталья Михайловна Зозуля


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.