Изображение на обложке

ДИХОТОМИЯ «Я» – «ДРУГОЙ Я»: ДЕКОНСТРУКЦИЯ ГЕРОЯ В ПРОЗЕ ВОЛЬФГАНГА ХИЛЬБИГА

Марина Сергеевна Потемина

Аннотация


В статье рассматриваются способы реализации категории двойничества в художественных произведениях В. Хильбига. Расщепление «Я», его раздвоение и даже распад, ведущий к развитию нескольких обрамляющих действий, представляет собой центральный мотив прозы писателя. Для создания образа двойника автор использует такие художественные приемы, как техника монтажа, мистификация, языковая игра, непрозрачность и многослойность повествовательной перспективы, непереходность и автоотражение. Бинарные оппозиции «я – другой», «иллюзия – реальность», «жизнь – смерть», «истинное – ложное», «отражение – отражаемое» становятся центральными концептами мировосприятия автора и его многочисленных alter ego. Распад целостности «я» протагонистов тесно связан с проблемой поиска идентичности писателями ГДР до и после Объединения Германии. Художественное осмысление различных моделей конструирования социокультурных и общественнополитических пространств происходит в произведениях В. Хильбига благодаря ре- и деконструкции воспоминаний о жизни в разделенной стране сомневающегося в своем праве фиксировать историю писателя. В текстах В. Хильбига доминирует модальность сомнения и неопределенности, предметом рефлексии становятся категории времени и пространства. Деконструкция текста, субъекта и языка становится важным средством авторской саморефлексии. творческий процесс позволяет протагонистам В. Хильбига прийти к согласию со своей субъективностью, преодолеть состояние внутреннего разлада и дихотомии.

Ключевые слова: модернизм, постмодернизм, двойник, саморефлексия, деконструкция, Вольфганг Хильбиг, ГДР, Объединение Германии.

DOI 10.23683/2415-8852-2017-1-136-151

 

Цитировать:

Потемина М.С. Дихотомия «Я» – «Другой Я»: деконструкция героя в прозе Вольфганга Хильбига // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2, № 1. С. 136-151.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Сафрански, Р. Гофман. М.: Молодая гвардия, 2005.

Beuer, G. & Schoor, U. (1994). Die Kraft der Negation. Beginn eines Kommentars zu Hilbigs Text Er, nicht ich. In U. Wittstock (Ed.), Wolfgang Hilbig. Materialien zu Leben und Werk. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 190–215.

Bordaux, S.M. (2000). Literatur als Subversion: Eine Untersuchung des Prosawerkes von Wolfgang Hilbig. Goettingen: Cuvillier.

Böttiger, H. (2004). Nach den Utopien. Wien: Paul Zsolnay.

Forderer, Ch. (1998). Ich-Eklipsen / Doppelgänger in der Literatur seit 1800. Stuttgart, Weimar: J.B. Metzler.

Hilbig, W. (1987). Die Weiber. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1993). Ich. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1989). Eine Übertragung. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1991). Alte Abdeckerei. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1992). Die Kunde von den Bäumen. Berlin: Faber & Faber.

Hilbig, W. (1997a). Der Brief. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 107–179.

Hilbig, W. (1997b). Der Heizer. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 72–106.

Hilbig, W. (1997c). Der Nexus. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 233–235.

Hilbig, W. (1997d). Die Angst vor Beethoven. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 180–232.

Hilbig, W. (1997e). Die Einfriedung. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 52–71.

Hilbig, W. (1997f). Er, nicht ich. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 254–306.

Hilbig, W. (1986). Die Territorien der Seele. Fünf Prosastücke. Berlin: Friedenauer.

Hilbig, W. (1985). Der Brief. Drei Erzählungen (Beschreibung II. Der Brief. Die Angst vor Beethoven). Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Löscher, J. (2003). Mythos, Macht und Kellersprache. Wolfgang Hilbig Prosa im Spiegel der Nachwende. Amsterdam, New York: Rodopi.

Opitz, M. (2011, August 31). Der sprachgewaltige Schweiger. Retrieved from: http:// www.deutschlandfunk.de/der-sprachgewaltigeschweiger.700.de.html?dram:article_id=85221 (date of access: 10.03.2017).

Winkels, H. (2005). Gute Zeichen. Deutscher Literatur 1995–2005. Köln: Kiepenheuer und Witsch.

Wittstock, U. (1994). Das Prinzip Exkommunikation. Wanderungen in Wolfgang Hilbigs ungeheurer Prosalandschaft. In U. Wittstock (Ed.), Wolfgang Hilbig. Materialien zu Leben und Werk. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 229–245.

References

Beuer, G. & Schoor, U. (1994). Die Kraft der Negation. Beginn eines Kommentars zu Hilbigs Text Er, nicht ich. In U. Wittstock (Ed.), Wolfgang Hilbig. Materialien zu Leben und Werk. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 190– 215.

Bordaux, S.M. (2000). Literatur als Subversion: Eine Untersuchung des Prosawerkes von Wolfgang Hilbig. Goettingen: Cuvillier.

Böttiger, H. (2004). Nach den Utopien. Wien: Paul Zsolnay.

Forderer, Ch. (1998). Ich-Eklipsen / Doppelgänger in der Literatur seit 1800. Stuttgart, Weimar: J.B. Metzler.

Hilbig, W. (1987). Die Weiber. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1993). Ich. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1989). Eine Übertragung. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1991). Alte Abdeckerei. Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Hilbig, W. (1992). Die Kunde von den Bäumen. Berlin: Faber & Faber.

Hilbig, W. (1997a). Der Brief. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 107–179.

Hilbig, W. (1997b). Der Heizer. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 72–106.

Hilbig, W. (1997c). Der Nexus. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 233–235.

Hilbig, W. (1997d). Die Angst vor Beethoven. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 180–232.

Hilbig, W. (1997e). Die Einfriedung. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 52–71.

Hilbig, W. (1997f). Er, nicht ich. In W. Hilbig, Erzählungen. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 254–306.

Hilbig, W. (1986). Die Territorien der Seele. Fünf Prosastücke. Berlin: Friedenauer.

Hilbig, W. (1985). Der Brief. Drei Erzählungen (Beschreibung II. Der Brief. Die Angst vor Beethoven). Frankfurt a. M.: S. Fischer.

Löscher, J. (2003). Mythos, Macht und Kellersprache. Wolfgang Hilbig Prosa im Spiegel der Nachwende. Amsterdam, New York: Rodopi.

Opitz, M. (2011, August 31). Der sprachgewaltige Schweiger. Retrieved from: http:// www.deutschlandfunk.de/der-sprachgewaltigeschweiger.700.de.html?dram:article_id=85221 (date of access: 10.03.2017).

Safranski, R. (2005). Hofman [Hoffmann]. Мoscow: Molodaya gvardiya.

Winkels, H. (2005). Gute Zeichen. Deutscher Literatur 1995–2005. Köln: Kiepenheuer und Witsch.

Wittstock, U. (1994). Das Prinzip Exkommunikation. Wanderungen in Wolfgang Hilbigs ungeheurer Prosalandschaft. In U. Wittstock (Ed.), Wolfgang Hilbig. Materialien zu Leben und Werk. Frankfurt a. M.: Fischer Taschenbuch, 229–245.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Марина Сергеевна Потемина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.