КУДА ПРИШЕЛ ТАНЕЦ, ИЛИ ПРОСТОТА НЕПРОСТЫХ ДВИЖЕНИЙ

Александр Викторович Марков

Аннотация


Обозревается итоговая книга Ирины Сироткиной, посвященная специфике танцевальной культуры ХХ в. Эта книга, составленная как хрестоматия и учебник, превосходит задачи такого пособия, представляя собой обобщение высокого уровня, учитывающее достижения современной антропологии. Сироткина раскрывает особенности танца как социального явления, маркирующего «культурные» социальные практики, и доказывает, что ХХ век как эпоха эмансипации превратил танец из маркера элитной принадлежности в одну из наиболее универсальных семиотических моделей культуры. Книга построена не как введение в предмет или последовательное изложение его истории, но как серия проблематизаций. В частности, в книге указывается, как философия Ницше повлияла на изменение статуса тела. Танец рассматривается не как форма досуга, но как форма организации движения, в том числе и труда, со ссылкой на таких теоретиков пролетарского труда, как Алексей Гастев. В книге анализируются особенности хореографии и хореографической педагогики, а также то, каким образом «естественность», которая в начале ХХ в. была псевдонимом эмансипации, потом сама потребовала определенных эмоциональных подкреплений и системы интермедиальной поддержки. Также книга показывает социально-политические следствия самосознания культуры в форме танца и пластики, демонстрирует, что кроме идеологии пластики (классицизм) есть и идеология танца (модернизм и постмодернизм). При этом автор книги доказывает, что метафорика танца, основанная на общих представлениях о движении и теле, достаточно сильна, чтобы развитие хореографии в ХХ в. было непрерывным, а не прерывистым. В статье ставится вопрос, может ли такая учебная книга раскрыть специфику танца как явления культуры ХХ в., опираясь только на философию танца и различие между классической и неклассической философией вообще.

Ключевые слова: Ирина Сироткина, танец, пластика, философия танца, теория движения, культура тела, самосознание культуры, выражение идеологии.

DOI 10.18522/2415-8852-2019-4-124-131


Полный текст:

PDF

Литература


Бахманн-Медик, Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер с нем. С. Ташкенова. Москва: Новое литературное обозрение, 2017.

Леонавичус, А.В. Бал как пляска смерти у А. Блока и русских романтиков // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2015. №. 8 (151). С. 85–99.

Марков, А.В. Расстроенный музыкальный инструмент: об одном романтическом мотиве // Вестник ВлГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2015. №. 1. С. 90–96.

Сироткина, И. Свободное движение и пластический танец в России. Москва: Новое литературное обозрение, 2014a.

Сироткина, И.Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2014b.

Сироткина, И.Е. Танец: опыт понимания. Москва; Санкт-Петербург: Бослен; Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2019.

Холландер, Э. Взгляд сквозь одежду / пер. с англ. В. Михайлина. Москва: Новое литературное обозрение, 2015.

References

Bakhmann-Medik, D. (2017). Cultural Turns: Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften [Cultural turns: new orientations in culture studies] (S. Tashkenov, Trans.). Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Leonavichus, A.V. (2015). Bal kak plyaska smerti u A. Bloka i russkikh romantikov [The ball as a dance of death in A. Blok and Russian romantics’ works]. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedeniye. YAzykoznaniye. Kul’turologiya [Herald of RSHU. Literary, language and culture studies], 8 (151), 85–99.

Markov, A.V. (2015). Rasstroyennyy muzykal’nyy instrument: ob odnom romanticheskom motive [An out of tune musical instrument: about a romantic motif]. Vestnik VlGU. Seriya: Sotsial’nyye i gumanitarnyye nauki [Herald of VSU. Social and Humanities studies], 1, 90–96.

Sirotkina, I. (2014a). Svobodnoye dvizheniye i plasticheskiy tanets v Rossii [Free movement and plastic dance in Russia]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.

Sirotkina, I.E. (2014b). Shestoye chuvstvo avangarda: tanets, dvizheniye, kinesteziya v zhizni poetov i khudozhnikov [The sixth sense of the avant-garde: dance, movement, and kinesthesia in the lives of poets and artists]. Saint Petersburg: Evropeyskiy universitet.

Sirotkina, I.E. (2019). Tanets: opyt ponimaniya [Dance: the experience of understanding]. Moscow; Saint Petersburg: Boslen; Evropeyskiy universitet.

Hollander, E. (2015). Seeing through clothes (V. Mikhailin, Trans.). Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 А. В. Марков


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.