Изображение на обложке

«ПОСЛУШНЫЕ ТЕЛА»: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ И ЗВУК В ОПЕРНЫХ ПОСТАНОВКАХ КРИСТОФА МАРТАЛЕРА

Анна Александровна Сокольская

Аннотация


Статья посвящена проблеме соотношения музыкального и пластического планов в спектаклях
Кристофа Марталера. Рассматриваются сценографические, пластические и тембровые приемы в спектаклях «Свадьба Фигаро», «Герцогиня Герольштайнская», «Катя Кабанова», «Средство Макропулоса», «Сказки Гофмана», «Тристан и Изольда». Пластический, речевой и музыкальный планы намеренно разделяются благодаря ритмическому рассогласованию движения и музыки, использованию неакадемической манеры вокализации либо беззвучной артикуляции, а также акцентированию визуальной стороны музыкального исполнения. Совместное музицирование и стилизованное движение метафорически воспроизводят отношения власти, тотального контроля и коллапса социального устройства. Делается вывод о взаимодействии кодов академического и неакадемического музицирования, которое воплощает образы системы властных отношений: общество в спектаклях Марталера предстает как ансамбль, объединенный общим набором дискурсивных практик.

Ключевые слова: опера, либретто, режиссерский оперный театр, Кристоф Марталер, сценография.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-34-49


Полный текст:

PDF

Литература


Брехт, Б. Об экспериментальном театре // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5 тт. М.: Искусство, 1965. Т. 5/2. С. 96–97.

Дебюсси, К. «Детская», слова и музыка М. Мусоргского // Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы / пер. с франц. А. Бушен под ред. Ю. Кремлева. Л.: Музыка, 1964. С. 17–18.

Фуко, М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с франц. С.Ч. Офертаса под общ. ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191–204.

Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с франц. В. Наумова. М.: Ad Marginem, 1999.

Carlson, M. (2009). Theatre is more beautiful than war: German stage directing in the late XX century. Iowa City: University of Iowa Press.

Carp, S. (1997). Langsames Leben ist lang. Zum Theater von Christoph Marthaler [Slow life is long. To the theater of Christoph Marthaler]. Theaterschrift, 12, 64–76.

Fischer-Lichte, E. (1992). The semiotics of theater. Bloomington: Indiana University Press.

Klöti, E. (2015). “Lebendig gewordne Reden”. Christoph Marthalers komische Tanzfiguren [„Speeches come alive“. Christoph Marthaler‘s comic dance figures]. Maske Und Kothurn, 51(4), 315–324.

Roesner, D. (2003). Theater als Musik: Verfahren der Musikalisierung in chorischen Theaterformen bei Christoph Marthaler, Einar Schleef und Robert Wilson [Theater as music: methods of musicalization in choral theater forms with Christoph Marthaler, Einar Schleef and Robert Wilson]. Tübingen: Gunter Narr Verlag.

Roesner, D. (2014). Musicality in theatre. Music as model, method and metaphor in theatre-making. Ashgate: Ashgate Publishing Company.

Shevchenko, A., Shevchenko, E., & Salakhova, A. (2017). Postdramatic theatre of director Christoph Marthaler. Journal of History Culture and Art Research, 6 (5), 173–178.

References

Brekht, B. (1965) On experimental theatre. In B. Brecht, Teatr: P’yesy. Stat’i. Vyskazyvaniya. V 5 tt. [Plays. Theater. Articles. Speeches. In 5 Vols.] (Vol. 5/2). Moscow: Iskusstvo, 96–97.

Carlson, M. (2009). Theatre is more beautiful than war: German stage directing in the late XX century. Iowa City: University of Iowa Press.

Carp, S. (1997). Langsames Leben ist lang. Zum Theater von Christoph Marthaler [Slow life is long. To the theater of Christoph Marthaler]. Theaterschrift, 12, 64–76.

Debussy, C. (1964). “Detskaya”, slova i muzyka M. Musorgskogo [The nursery. The song cycle to the Mussorgsky’s own lyrics]. In Yu. Kremlev (Ed.), K. Debussi. Stat’i. Retsenzii. Besedy [C. Debussy. Articles. Reviews. Conversations] (A. Boushen, Trans). Leningrad: Muzyka, 17–18.

Fischer-Lichte, E. (1992). The semiotics of theater. Bloomington: Indiana University Press.

Foucault, M. (2006). Des espace autres [Of other spaces]. In V.P. Vizgin, & B.M. Skuratov (Eds.), M. Fouko. Intellektualy i vlast’: izbrannyye politicheskiye stat’i, vystupleniya i interv’yu [M. Foucault. Intellectuals and power: selected political articles, speeches, and interviews] (S.Ch. Ofertas, Trans.). Moscow: Praksis, 191–204.

Foucault, M. (1999). Surveiller et punir: naissance de la prison [Discipline and punish: the birth of the prison] (V. Naumov, Trans.). Moscow: Ad Marginem.

Klöti, E. (2015). “Lebendig gewordne Reden”. Christoph Marthalers komische Tanzfiguren [„Speeches come alive“. Christoph Marthaler‘s comic dance figures]. Maske Und Kothurn, 51(4), 315–324.

Roesner, D. (2003). Theater als Musik: Verfahren der Musikalisierung in chorischen Theaterformen bei Christoph Marthaler, Einar Schleef und Robert Wilson [Theater as music: methods of musicalization in choral theater forms with Christoph Marthaler, Einar Schleef and Robert Wilson]. Tübingen: Gunter Narr Verlag.

Roesner, D. (2014). Musicality in theatre. Music as model, method and metaphor in theatre-making. Ashgate: Ashgate Publishing Company.

Shevchenko, A., Shevchenko, E., & Salakhova, A. (2017). Postdramatic theatre of director Christoph Marthaler. Journal of History Culture and Art Research, 6 (5), 173–178.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 А. А. Сокольская


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.