НЕПРОФЕССИОНАЛЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЦЕНЕ: ЭСТЕТИКА ОБЫДЕННОГО В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ И ТАНЦЕ

Елена Игоревна Гордиенко

Аннотация


В статье рассматривается тенденция участия непрофессиональных артистов в современном театре и современном танце. На примере спектаклей Rimini Protokoll, Жерома Беля, Николь Сайлер, Татьяны Гордеевой, Всеволода Лисовского, Дмитрия Волкострелова показывается, как привлечение «обычных» людей служит эстетическим и этическим целям. Обыденные тела, истории, голоса в современном театре оказываются наделены символической ценностью как проявляющие внеинституциональную идентичность перформеров, профессиональную или социальную, с которой может идентифицироваться зритель. Невиртуозность движений и речи, ошибки и усталость из черт порицаемых становятся специально конструируемыми «знаками естественности». Предельным вариантом участия непрофессионалов становятся партиципаторные проекты, в которых действие выполняется зрителями. Граница между художественным и нехудожественным в подобных проектах размывается, а создание коллективности, внимательность к другому и включенность в окружающий, «повседневный» мир становится главным эстетическим параметром.

Ключевые слова: современный танец, современный театр, партиципаторный театр, театр участия, театр людей, любительский театр, реди-мейд, Rimini Protokoll, Татьяна Гордеева, Дмитрий Волкострелов.

DOI 10.18522/2415-8852-2020-1-82-99


Полный текст:

PDF

Литература


Арсеньев, П. Театр настоящего времени: Remote x как вымысел действия // Игра. Текст. Культура: Научный сборник / Под ред. А. Гринштейна. Вып. 3. Самара: Лаборатория семиотики культуры Самарской государственной областной академии (Наяновой), 2017. C. 103-114.

Бейнс, C. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / пер. с англ. А. Матвеевой. М.: Artguide Editions, Музей «Гараж», 2018.

Брянцева Д. Семен Александровский о роли зрителя в театре и новом восприятии истории // DW.com. 01.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/семеналександровский-о-роли-зрителя-в-театреи-новом-восприятии-истории/a-49428266 (дата обращения: 29.01.2020).

Буррио, Н. Реляционная эстетика. Постпродукция / пер. с фр. А. Шестакова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

Осминкин, Р. С. Дом культуры как лаборатория. Опыт самоорганизованных кружков ДК Розы // Шаги/Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 186–201. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-4186-201.

Палатченко А. Разговоры выживших: команда «Квартиры» представляет новый проект «Город. Разговоры» // Фонтанка. ру. 31.10.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://calendar.fontanka.ru/events/12753/ (дата обращения: 25.01.2020).

Сироткина, И. Е. Желание vs биовласть: танцевальная революция ХХ века // Социология власти. 2017. № 2. С. 97–115. doi: 10.22394/2074-0492-2017-2-97-115.

Театр людей: Практическая лаборатория о способах и творческих результатах работы с непрофессиональными участниками в профессиональном театре [Электронный ресурс]. URL: http://m.goldenmask.ru/spect.php?id=1787 (дата обращения: 25.01.2020).

Хлопова, В. Американский танец XX века: зачем Терпсихора надела кроссовки // Театр. 2015. № 20. С. 70–83 [Электронный ресурс]. URL : http://oteatre.info/amerikanskij-tanetsxx-veka-zachem-terpsihora-nadela-krossovki/ (дата обращения: 29.01.2020).

Хлопова В. Николь Сайлер: «Мне интересно найти страсть к танцу» (электронный ресурс) // No fixed points. 30.10.2018 [Электронный ресурс]. URL : http://nofixedpoints.com/ seiler_territoria (дата обращения: 29.01.2020).

Шматова, Г. “Общедоступное пространство”: место зрителя в современной театральной коммуникации // ШАГИ/STEPS. Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований. Т.3. № 3. 2017. С. 97–107.

Briand, M. (2017). Avant-propos. Les corps (in)croyables de l’amateur dansant: enjeux artistiques, culturels, politiques [Foreword. The (un)believable bodies of the dancing amateur: artistic, cultural, political issues]. In М. Briand (Ed.), Corps (in)croyables. Pratiques amateur en danse contemporaine [Bodies (un) believable. Amateur practices in contemporary dance]. Pantin: Centre national de la dance, 7–22.

Formis, B. (2010). Esthétique de la vie ordinaire [Aesthetics of ordinary life]. Paris: Presses universitaires de France.

Ginot, I. (2017). Du piéton ordinaire [From the ordinary pedestrian]. In М. Briand (Ed.), Corps (in)croyables. Pratiques amateur en danse contemporaine [Bodies (un) believable. Amateur practices in contemporary dance]. Pantin: Centre national de la dance, 25–43.

Hamidi-Kim, B. (2018). Communauté, agora, espace public [Community, agora, public space]. In E. Beaufils, & A. de Morant (Eds.), Scènes en partage. L’être ensemble dans les arts performatifs [Scenes shared. Being together in the performing arts]. Montpellier : Deuxième époque, 90–113.

References

Arsen’yev, P. (2017). Teatr nastoyashchego vremeni: Remote X kak vymysel deystviya [Present time theatre: Remote X as a fiction of the action]. In A. Grinshteyn (Ed.), Igra. Tekst. Kul’tura [Game. Text. Culture] (Vol. 3). Samara: Laboratory of Semiotics of Culture of Samara Region State Academy, 103–114.

Banes, S. (2018). Terpsichore in sneakers: postmodern dance (A. Matveyeva, Trans.). Moscow: Artguide Editions, Garage museum.

Bourriaud, N. (2016). Esthétique relationnelle. Postproduction [Relational aesthetics. Postproduction] (A.Shestakov, Trans.). Moscow: Ad Marginem Press.

Briand, M. (2017). Avant-propos. Les corps (in)croyables de l’amateur dansant: enjeux artistiques, culturels, politiques [Foreword. The (un)believable bodies of the dancing amateur: artistic, cultural, political issues]. In М. Briand (Ed.), Corps (in)croyables. Pratiques amateur en danse contemporaine [Bodies (un) believable. Amateur practices in contemporary dance]. Pantin: Centre national de la dance, 7–22.

Bryantseva, D. (2019, July 1). Semen Aleksandrovskiy o roli zritelya v teatre i novom vospriyatii istorii [Semion Alexandrovsky about the spectator’s role in the theatre and the new perception of history]. DW.COM. Retrieved from: https://p.dw.com/p/3LOY6 (date of access: 29.01.2020).

Formis, B. (2010). Esthétique de la vie ordinaire [Aesthetics of ordinary life]. Paris: Presses universitaires de France.

Ginot, I. (2017). Du piéton ordinaire [From the ordinary pedestrian]. In М. Briand (Ed.), Corps (in)croyables. Pratiques amateur en danse contemporaine [Bodies (un) believable. Amateur practices in contemporary dance]. Pantin: Centre national de la dance, 25–43.

Hamidi-Kim, B. (2018). Communauté, agora, espace public [Community, agora, public space]. In E. Beaufils, & A. de Morant (Eds.), Scènes en partage. L’être ensemble dans les arts performatifs [Scenes shared. Being together in the performing arts]. Montpellier : Deuxième époque, 90–113.

Khlopova, V. (2015). Amerikanskiy tanets XX veka: Zachem Terpsikhora nadela krossovki [Twentieth century American dance: why Terpsichore wore sneakers]. Teatr, 20, 70–83. Retrieved from: http://oteatre.info/amerikanskijtanets-xx-veka-zachem-terpsihora-nadelakrossovki/ (date of access: 29.01.2020)

Khlopova, V. (2018, October 30). Nikol’ Sayler: «Mne interesno nayti strast’ k tantsu» [Nicole Seiler: “I am interested in finding a passion for dance]. No fixed points. Retrieved from http://nofixedpoints.com/seiler_territoria (date of access: 29.01.2020).

Osminkin, R. (2019).Dom kul’tury kak laboratoriya. Opyt samoorganizovannykh kruzhkov DK Rozy [House of culture as laboratory: The experience of self-organized circles of DK Rozy]. Shagi / Steps, 5(4), 186– 201. doi:10.22394/2412-9410-2019-5-4-186201.

Palatchenko, A. (2019, October 31). Razgovory vyzhivshikh: Komanda «Kvartiry» predstavlyayet novyy proyekt «Gorod. Razgovory» [Conversations of the survivors: The “Apartment” team presents the new project “City talks”]. Fontanka.ru. Retrieved from: https://calendar.fontanka.ru/events/12753/ (date of access: 25.01.2020).

Shmatova, G. (2017).“Obshchedostupnoye prostranstvo”: mesto zritelya v sovremennoy teatral’noy kommunikatsii [“Open space”: The spectator’s place in contemporary theatre communications]. Shagi / Steps, 3(3), 97–107. doi:10.22394/2412-9410-2017-3-3-97-107.

Sirotkina, I.E. (2017). Zhelaniye vs biovlast’: tantseval’naya revolyutsiya XX veka [Desire vs biopower: dance revolution of the twentieth century]. Sociology of power, 29(2), 97–115. doi: 10.22394/2074-0492-2017-2-97-115.

Teatr lyudey: Prakticheskaya laboratoriya o sposobakh i tvorcheskikh rezul’tatakh raboty s neprofessional’nymi uchastnikami v professional’nom teatre [Theater of people: practical laboratory of ways and creative results of work with non-professional participants in professional theater] (n.d.). Retrieved from: http://m.goldenmask.ru/spect.php?id=1787 (date of access: 25.01.2020).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Е. И. Гордиенко


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.