РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖЕНСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ В РОМАНАХ МЕЛЫ ХАРТВИГ

Ольга Александровна Дронова

Аннотация


Творчество австрийской писательницы 1920-х – начала 1930-х гг. Мелы Хартвиг было заново открыто читателю в начале 2000-х гг. после долгого периода забвения. Интерес к прозе Хартвиг вызван связью проблематики ее творчества с современными дискуссиями о природе женской субъективности. В рамках статьи проанализированы романы Мелы Хартвиг «Женщина – ничто» и «Я – лишний человек?», отражающие кризис идентичности ее героинь. Обратным полюсом нивелирования личности, «ничто» в этих романах выступает множественность «Я» и смена героинями различных моделей поведения, имеющих игровой или подражательный характер. Воспроизводя традиционные стереотипы о мужской и женской природе, Хартвиг в то же время демонстрирует их исчерпанность. В контексте немецкой и австрийской культуры 1920-х гг. – времени, когда в массмедиа, кино, литературе доминировал образ независимой «новой женщины», – творчество Хартвиг выступало как антитеза и традиционному, и новому взгляду на женщину, ведь и «новая женщина», и «роковая женщина» рубежа веков предстают в ее романах как маски, не отражающие подлинную индивидуальность героини.

Ключевые слова: австрийская литература, Мела Хартвиг, женская субъективность, роман, «новая женщина», игровое начало, двойничество.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-1-117-127


Полный текст:

PDF

Литература


Вейнингер, О. Пол и характер / пер. с нем. М.: Академический проект, 2012.

Дронова, О.А. «Новая деловитость» и роман: проблематика, жанровый диапазон, поэтика. Монография. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017.

Fraisl, B. (2002). Nachwort zum Roman “Das Weib ist ein Nichts“. In M. Hartwig, Das Weib ist ein Nichts. Graz-Wien: Droschl, 177–189.

Hartwig, M. (2001). Bin ich ein überflüssiger Mensch? Graz-Wien: Droschl.

Hartwig, M. (2002). Das Weib ist ein Nichts. Graz-Wien: Droschl.

Haunhorst, K. (2008). Das Bild der Neuen Frau im Frühwerk Irmgard Keuns. Entwürfe von Weiblichkeit am Ende der Weimarer Republik. Hamburg: Diplomica Verlag GmbH.

Schüller, L. (2005). Vom Ernst der Zerstreuung. Schreibende Frauen an Ende der Weimarer Republik: Marieluise Fleißer, Irmgard Keun und Gabriele Tergit. Bielefeld: Aisthesis Verlag.

Wysocki, G. (2019, February 20). O-Töne des Unbewussten. Eine große Autorin der Moderne: Mela Hartwig war eine Pionierin im Beschreiben weiblicher Gefühlswelten// Zeit online [Электронный ресурс]. URL: https:// www.zeit.de/2019/09/inferno-mela-hartwigbuch-weibliche-gefuehle (дата обращения: 03.12.2020).

References

Dronova, O.A. (2017). “Novaya delovitost’” i roman: problematika, zhanrovy diapazon, poetika [“Neue Sachlichkeit” and novel: problem, genre, poetics]. Tambov: Derzhavin Tambov State University.

Fraisl, B. (2002). Nachwort zum Roman “Das Weib ist ein Nichts” [Epilogue to the novel “The woman is nothing”]. In M. Hartwig, Das Weib ist ein Nichts [The woman is nothing]. Graz-Wien: Droschl, 177-189.

Hartwig, M. (2001). Bin ich ein überflüssiger Mensch? [Am I a redundant human being?]. Graz-Wien: Droschl.

Hartwig, M. (2002). Das Weib ist ein Nichts. [The woman is nothing]. Graz-Wien: Droschl.

Haunhorst, K. (2008). Das Bild der Neuen Frau im Frühwerk Irmgard Keuns. Entwürfe von Weiblichkeit am Ende der Weimarer Republik. [The picture of a “new woman” in the early works by Irmgard Keun. Projects of femininity at the end of Weimar Republic]. Hamburg: Diplomica Verlag GmbH.

Schüller, L. (2005). Vom Ernst der Zerstreuung. Schreibende Frauen an Ende der Weimarer Republik: Marieluise Fleißer, Irmgard Keun und Gabriele Tergit [To the seriousness of dispersion. Writing women at the end of Weimar Republic: Marieluise Fleißer, Irmgard Keun und Gabriele Tergit]. Bielefeld: Aisthesis Verlag.

Weininger, O. (2012). Geschlecht und Charakter [Sex and Character]. Moscow: Akademicheskiy proyekt.

Wysocki, G. (2019, February 20). O-Töne des Unbewussten. Eine große Autorin der Moderne: Mela Hartwig war eine Pionierin im Beschreiben weiblicher Gefühlswelten. [O-sound of the subconsciousness. A great author of modernism: Mela Hartwig was a pioneer in the description of feminine emotional world]. Zeit online. Retrieved from: https://www.zeit.de/2019/09/ inferno-mela-hartwig-buch-weibliche-gefuehle (date of access: 03.12.2020).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Ольга Александровна Дронова


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.