Изображение на обложке

БИБЛИОТЕКА ПРИНЦА И ФЕЯ-ПОЭТ: МЕТАПОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «СТОРОНЫ ГЕРМАНТОВ» В РАННИХ ТЕКСТАХ ПРУСТА

Наталья Олеговна Ласкина

Аннотация


Роман Пруста «В поисках утраченного времени» завершается откровением, которое нарратор переживает в библиотеке принца Германтского. Значение места этой финальной сцены можно интерпре-
тировать по-разному. В данной статье некоторые ранние тексты Пруста исследуются в связи с ролью, которую они сыграли в формировании линии Германтов – не только как группы персонажей или как социального феномена, но и как возможного метапоэтического ключа. В прустовском цикле «Парижские салоны» аристократия рубежа веков служит своего рода эклектичной «библиотекой», вдохновляющей нарратора, одержимого чтением и занятого постоянным припоминанием фрагментов своего читательского опыта. Подобным образом Пруст использует и своего ментора Робера де Монтескью – он не только прототип барона де Шарлюса в романе, но и центр сложной литературной игры в статьях Пруста. Особое место занимает Анна де Ноай, единственная независимая фигура в галерее зачарованных принцев и принцесс: Пруст видит ее как одновременно идеальное произведение искусства и идеального автора. В статье предлагается обратить внимание на «сторону Германтов» в контексте прустовского поиска новых форм авторства.

Ключевые слова: Марсель Пруст, Анна де Ноай, французская литература, метапоэтика, модернистский роман.

DOI 10.18522/2415-8852-2021-2-42-57 


Полный текст:

PDF

Литература


Делез, Ж. Марсель Пруст и знаки: статьи / пер. с англ. Е.Г. Соколова. СПб.: Алетейя, 1999.

Barde, C. (2016). Robert de Montesquiou en ses miroirs limpides. Babel, 34 (1), 137–156. Barthes, R. (2013) Ça prend. In M. Proust, Magazine littéraire collection nouveaux regards. Paris: Lire Magazine littéraire, 125–128.

Chénier, A. (1907). Poésies choisies de André Chénier. Oxford: The Clarendon Press.

De Heredia, J.M. (1981). Poésies completes. Paris: Slatkine.

Fraisse, L. (2006). La Recherche avant la Recherche : Proust commentateur d’Anna de Noailles. Épistolaire. Revue de l’AIRE, 32, 157– 180.

Gaubert, S. (1980). Le jeu de l’alphabet. Recherche de Proust. Paris: Seuil.

Guichard, L. (1949). Un article inconnu de Marcel Proust. Marcel Proust et Robert de Montesquiou. Revue d’histoire littéraire de la France, 2, 161–175.

Hillerin, L. (2014). La comtesse Greffulhe, l’Ombre des Guermantes. Paris: Flammarion.

Milly, J. (1974). Sur quelques noms proustiens. Littérature, 14, 65–82.

Perrier, G. (2015). L’objet-livre à travers le prisme de la mémoire proustienne. Revue de la BNF, 3(3), P. 24–31.

Perry, С. (2003). Persephone unbound: Dionysian aesthetics in the works of Anna de Noailles. Lewisburg: Bucknell University Press.

Proust, M. (1971). Contre Sainte-Beuve, précédé de Pastiches et mélanges et suivi de Essais et articles. Paris: Gallimard.

Proust, M. (2014). Le salon de la comtesse de Greffulhe. In L. Hillerin, La comtesse Greffulhe, l’Ombre des Guermantes. Paris: Flammarion, 421–429.

Sainte-Beuve, C.-A. (1886). Nouveaux Lundis. Tome 10. Paris: Michel Lévy frères.

Schmid, M. (2006). Proust et la décadence: La réhabilitation classique de Robert de Montesquiou. Retrieved from: http://www.fabula.org/atelier. php?Proust_et_la_d%26eacute%3Bcadence] (date of access: 15.05.2021).

Sedgwick, E. K. (2011). The weather in Proust. Durham, NC and London: Duke University Press.

Tadié, J.-Y. (1996). Marcel Proust. Biographie. Paris: Gallimard.

Verona, R. (2006). Anna de Noailles et Marcel Proust, une amitié par lettres. In B. Diaz & Ju. Siess (Eds.), L’Épistolaire au féminin. Caen: Presses universitaires de Caen, 109–119.

Weber, C. (2018). Proust’s Duchess: how three celebrated women captured the imagination of fin-de-siècle Paris. New York: Alfred A. Knopf.

References

Barde, C. (2016). Robert de Montesquiou en ses miroirs limpides [Robert de Montesquiou in his limpid mirrors]. Babel, 34(1), 137–156.

Barthes, R. (2013) Ça prend [It takes]. In M. Proust, Magazine littéraire collection Nouveaux Regards [Literary magazine collection New Looks]. Paris: Lire Magazine littéraire, 125–128.

Chénier, A. (1907). Poésies choisies de André Chénier [Selected poetry by André Chénier]. Oxford: The Clarendon Press.

De Heredia, J. M. (1981). Poésies completes [Complete poetry]. Paris: Slatkine.

Deleuze, G. (1999). Proust et les signes [Proust and signs]. (E.G. Sokolov, Trans.). St. Petersburg: Aleteia.

Fraisse, L. (2006). La Recherche avant la Recherche: Proust commentateur d’Anna de Noailles [La Recherche before La Recherche: Proust as a commentator on Anna de Noailles]. Épistolaire. Revue de l’AIRE, 32, 157–180.

Gaubert, S. (1980) Le jeu de l’alphabet [The alphabet game]. In G. Genette & T. Todorov (Eds.), Recherche de Proust [Search for Proust]. Paris: Seuil.

Guichard, L. (1949). Un article inconnu de Marcel Proust. Marcel Proust et Robert de Montesquiou [An unknown article by Marcel Proust. Marcel Proust and Robert de Montesquiou]. Revue d’histoire Littéraire de la France [Journal of Literary History of France], 2, 161–175.

Hillerin, L. (2014). La comtesse Greffulhe, l’Ombre des Guermantes. [The Countess Greffuhle, a shadow of Guermantes]. Paris: Flammarion.

Milly, J. (1974). Sur quelques noms proustiens [On some Proustian names]. Littérature, 14, 65– 82.

Perrier, G. (2015). L’objet-livre à travers le prisme de la mémoire proustienne [The bookobject through the prism of the Proustian memory]. Revue de la BNF, 3(3), 24-31.

Perry, С. (2003). Persephone unbound: Dionysian aesthetics in the works of Anna de Noailles. Lewisburg: Bucknell University Press.

Proust, M. (1971). Contre Sainte-Beuve, précédé de Pastiches et mélanges et suivi de Essais et articles [Against Sainte-Beuve, preceded by pastiches and mélanges and followed by essays and articles]. Paris: Gallimard.

Proust, M. (2014). Le salon de la comtesse de Greffulhe [The salon of Countess Greffulhe]. In L. Hillerin, La comtesse Greffulhe, l’Ombre des Guermantes [The Countess Greffuhle, a shadow of Guermantes]. Paris: Flammarion, 421–429.

Sainte-Beuve, C.-A. (1886). Nouveaux Lundis. Tome 10 [New Mondays] (Vol. 10). Paris: Michel Lévy frères.

Schmid, M. (2006). Proust et la décadence: La réhabilitation classique de Robert de Montesquiou. [Proust and the decadence. A classical rehabilitation of Robert de Montesquiou]. Retrieved from: http:// www.fabula.org/atelier.php?Proust_et_ la_d%26eacute%3Bcadence (date of access: 05.05.2021).

Sedgwick, E. K. (2011). The weather in Proust. Durham, NC and London: Duke University Press.

Tadié, J.-Y. (1996). Marcel Proust. Biographie [Marcel Proust. Biography]. Paris: Gallimard.

Verona, R. (2006). Anna de Noailles et Marcel Proust, une amitié par lettres [Anna de Noailles and Marcel Proust, a friendship in letters.]. In B. Diaz & Ju. Siess (Eds.), L’Épistolaire au féminin [The female epistolary]. Caen: Presses universitaires de Caen, 109–119.

Weber, C. (2018). Proust’s Duchess: how three celebrated women captured the imagination of fin-de-siècle Paris. New York: Alfred A. Knopf.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Наталья Олеговна Ласкина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.