Изображение на обложке

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ ПАМЯТИ В БИТ-ЛИТЕРАТУРЕ

Никита Александрович Жиляков

Аннотация


В статье рассматривается фрагментарность романов писателей-битников и взаимосвязь «фрагмента» с процессами памяти в их романах. Цель исследования – проследить осмысление битниками фрагментарности человеческой памяти и определить ее художественные функции в их произведениях. В статье анализируются ранние тексты битников (Дж. Керуак «В дороге», У. Берроуз «Джанки»), в которых фрагментарность памяти обусловлена автобиографичностью романов, эстетическими идеями бит-поколения и модернистскими принципами письма. Фрагмент-воспоминание в ранних романах писателей служит средством познания себя и способом выражения через фрагментарную организацию текста субъективного авторского мироощущения, определяющего мировоззренческие позиции «разбитого поколения». Также исследуется изменение функции фрагмента памяти в романе У. Берроуза «Голый завтрак», в котором автор осмысляет фрагментарность уже в постмодернистской традиции неопределенности и деконструкции в первую очередь человеческого сознания и памяти.

Ключевые слова: битники, поколение битников, Керуак, Берроуз, роман, воспоминание, фрагмент, фрагментарность

Для цитирования:
Жиляков, Н.А. Фрагментарность памяти в бит-литературе // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 2. С. 18–37. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-2-18-37


Полный текст:

PDF

Литература


Берроуз, У. Голый Завтрак / пер. с англ. В. Когана. М.: Астрель, 2012.

Берроуз, У. Джанки / пер. с англ. А. Керви. М.: АСТ: Астрель, 2011.

Гинзберг, А. Сознательная проза. Избранные эссе 1952–1995 / пер. с англ. С. Карпова. СПб.: Подписные издания, 2021а.

Гинзберг, А. Вопль. Кадиш: Стихотворения 1952–1960 / пер. с англ. Д. Манина. СПБ.: Подписные издания, 2021б.

Гривина, В.С. Акт трансгрессии и повторения в Трилогии Нова и «Голом завтраке» Уильяма С. Берроуза // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2013. № 7. С. 65–73.

Гришин, М.В. Субкультура битников и их рецепция дзэн-буддизма в США (вторая половина 50-х – середина 60-х годов ХХ века) // Вестник МГУКИ. 2015. № 5. С. 116–122.

Зеленцова, С.В. Импрессионизм в прозе: «В поисках утраченного времени» М. Пруста и «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 117– 119.

Керуак, Дж. В дороге / пер. с англ. В. Когана. СПБ.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. Майлз Б. Бит Отель: Гинзберг, Берроуз и Корсо в Париже, 1957–1963 / пер. с англ. А. Алексеевой, А. Керви. 2-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.

Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. А. Юдина [Электронный ресурс]. URL: https:// gtmarket.ru/library/basis/5440 (дата обращения: 20.03.2022).

Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие. М.: Флинта, 2017.

Пруст, M. В поисках утраченного времени: По направлению к Свану / пер. с фр. Н. Любимова. СПб.: Издательство «Пальмира», 2017.

Рывков, А.В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестник СПбГУ. 2011. № 4. С. 51–57.

Харрис, О. Письма Уильяма Берроуза / пер. с англ. Н. Абдулина М.: АСТ: Астрель, 2011.

Хаустов, Д. Битники. Великий отказ, или Путешествие в поисках Америки. М.: РИПОЛ классик, 2017.

Хаустов, Д.С. Берроуз, который взорвался. Бит-поколение, постмодернизм, киберпанк и другие осколки. М.: Индивидуум, 2020.

Школьская, А.О. Художественное пространство романа Джека Керуака «В дороге» // Вестник Челябинского университета. 2016. № 13. С. 143–148.

Harris, O. (1992). William Burroughs and the secret of fascination. Carbondale: Southern Illinois University Press.

Hassan, I. (1963). The subtracting machine: the work of William Burroughs. In J. Skerl, & R. Lydenberg (Eds.), William S. Burroughs at the front: critical reception, 1959–1989. Southern Illinois University Press, 53–67.

Hassan, I. (1982). The dismemberment of Orpheus: toward a postmodern literature. Madison: University of Wisconsin Press.

Kerouac, J. (2013, January 10). Belief and Technique for Modern Prose.

Literature, Writing. Retrieved from: https:// www.openculture.com/2013/01/jack_ kerouacs_30_revelations_for_writing_ modern_prose.html (date of access: 20.05.2022).

References

Burroughs, W. (2011). Junkie (A. Kervi, Trans.). Moscow: ACT: Astrel’.

Burroughs, W. (2012). The naked lunch (V. Kogan, Trans.). Moscow: Astrel’.

Ginsberg, A (2021a). Deliberate prose: selected essays 1952–1995 (S. Karpova. Trans.) Saint Petersburg: Podpisnye izdaniya.

Ginsberg, A. (2021b). Howl. Kaddish: Poems 1952–1960 (D. Manina, Trans). Saint Petersburg: Podpisnye izdaniya.

Grishin, M.V. (2015). Subkul’tura bitnikov i ikh retseptsiya dzen-buddizma v SShA (vtoraya polovina 50-kh – seredina 60-kh godov XX veka) [Subculture of beatniks and their reception of zen-buddhism in the USA (50–60s of the XX century)]. Vestnik MGUKI [Herald of State Institute for Art Studies, Ministry of Culture of the Russian Federation], 5, 116–122.

Grivina, V.S. (2013). Akt transgressii i povtoreniya v Trilogii Nova i «Golom zavtrake» Uil’yama S. Berrouza [The act of transgression and repetition in the Nova Trilogy and William S. Burroughs’ The Naked Lunch]. Mirovaya Literatura na Perekrest’e Kul’tur I Tsivilizatsii [World literature at the crossroads of cultures and civilizations], 7, 65–73.

Harris, O. (2011). The Letters of William S. Burroughs (N. Abdullin, Trans.). Moscow: ACT: Alternativa.

Harris, O. (1992). William Burroughs and the secret of fascination. Southern Illinois University Press.

Hassan, I. (1982). The dismemberment of Orpheus: toward a postmodern literature. Madison: University of Wisconsin Press.

Hassan, I. (1963). The Subtracting machine: the work of William Burroughs. In J. Skerl, & R. Lydenberg (Eds.), William S. Burroughs at the front: critical reception, 1959–1989. Southern Illinois University Press, 53–67.

Kerouac, J. (2013, January 10) Belief and Technique for Modern Prose.

Literature, Writing. Retrieved from: https:// www.openculture.com/2013/01/jack_ kerouacs_30_revelations_for_writing_ modern_prose.html (date of access: 20.05.2022).

Kerouac, J. (2014). On the Road (V. Kogan, Trans.). Saint Petersburg: Azbuka, AzbukaAttikus.

Khaustov, D.S. (2020). Berrouz, kotoryy vzorvalsya. Bit-pokoleniye, postmodernizm, kiberpank i drugiye oskolki [Burroughs who exploded. Beat generation, postmodernism, cyberpunk, and other shards]. Moscow: Individuum.

Khaustov, D.S. (2017). Bitniki. Velikiy otkaz, ili puteshestviye v poiskakh Ameriki [Beatniks. The great refusal, or journey in search of America]. Moscow: RIPOL klassik.

Marcuse, Н. (2012, June 10). Onedimensional man: studies in the ideology of advanced industrial society. Center for Humanitarian Technology. Retrieved from: https://gtmarket.ru/library/basis/5440 (date of access: 20.05.2022).

Miles, B. (2013). The Beat hotel: Ginsberg, Burroughs & Corso in Paris, 1957–1963 (A. Alekseeva, Aleks Kervi, Trans.). Moscow: Al’pina non-fikshn.

Nikolina, N.A. (2017). Poetika russkoi avtobiograficheskoi prozy: uchebnoe posobie [Poetics of Russian autobiographical prose: textbook]. Moscow: Flinta.

Proust, M. (2017). À la recherche du temps perdu. Du côté de chez Swann [In search of lost time: Swann’s Way] (N. Lyubimov, Trans.). Saint Petersberg, Pal’mira.

Ryvkov, A.V. (2011). Iskusstvo modernizma: osnovnye printsipy [Modernist art: the main principles]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Herald of Saint Petersburg University], 4, 51–57.

Shkol’skaya, A.O. (2016). Khudozhestvennoe prostranstvo romana Dzheka Keruaka “V doroge” [The artistic space of the novel by Jack Kerouac “On the road”]. Vestnik Chelyabinskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State University],13, 143–148.

Zelentsova, S.V. (2015). Impressionizm v proze: “V poiskakh utrachennogo vremeni” M. Prusta i “Zhizn’ Arsen’eva” I. A. Bunina [Impressionism in prose: M. Prust’s “In search of lost time” and I.A. Bunin s ‘The life of Arseniev”]. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki [Scientific Notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 5, 117–119.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Никита Александрович Жиляков


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.