ВЕЧНО ЖИВЫЕ: ФРАГМЕНТЫ В ФИЛЬМЕ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА «ГРУЗ 200»

Анна Михайловна Разогреева

Аннотация


В статье с использованием концепта «фрагмент» Л. Нохлин анализируется фильм Алексея Балабанова «Груз 200». Теория фрагмента дает возможность опознания отдельных предметов и видеотекстов в фильмическом пространстве в качестве автономно функционирующих объектов, чей потенциал выходит за пределы конкретного кинотекста. Авторская сборка выделенных материальных и символических фрагментов не только напоминает о навсегда ушедшем прошлом (что делает «руина»), но и конструирует новые связи, новое культурное потребление. Таким образом фрагмент Балабанова в своем значении сближается с понятиями «след» и «призрак», но обладает способностью к реинкарнации и большей культурной витальностью. В статье используются материалы сценария, публичных дискуссий о фильме с участием режиссера и кинокритиков. Приводимые официальные медиаисточники позволяют актуализировать культурные значения предметов (красная майка, туфли, кроссовки), телеобразов и используемых Балабановым популярных песен внутри сюжета 1984 г., воссоздаваемого режиссером, из позднесоветской ретроспективы, 2007 г. создания фильма и последующих ре(де)конструкций советского.

Ключевые слова: фрагмент, руина, призрак, история, Алексей Балабанов, советское, «Груз 200»

Для цитирования:
Разогреева, А.М. Вечно живые: фрагменты в фильме Алексея Балабанова «Груз 200» // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 2. С. 66–77. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-2-66-77


Полный текст:

PDF

Литература


Балабанов, А. Груз-200. Сценарий [Электронный ресурс]. URL: https:// snegiri-studio.ru/pl/fileservice/user/file/ download/h/e463b6ebe50c84cfb3462bc4228 65f26.pdf (дата обращения: 1.02.2022).

Деррида, Ж. Призраки Маркса / пер. с франц. Б. Скуратова. М.: Logos-altera, 2006.

Дренда, О. Польская хонтология. Вещи и люди в годы переходного периода / пер. с польск. В. Кулагиной-Ярцевой. М.: Ad Marginem, 2018.

Павлючик, Л. «Про уродов и оборотней» // Литературная газета. 2007. 18 июля. № 29 [Электронный ресурс]. URL: https://lgz. ru/article/N29--6129---18-07-2007--/Prourodov-%0D%0Ai-oborotn%D0%B5y925/ (дата обращения: 1.02.2022).

Про людей и уродов. Круглый стол «ИК» // Искусство кино. 2007. № 7 [Электронный ресурс]. URL:https://old.kinoart. ru/archive/2007/07/n7-article3 (дата обращения: 1.02.2022).

Семиряга, В. «Мы для афганцев всегда оставались чужими» // Звезда. 2019. 27 декабря [Электронный ресурс]. URL:https:// zvezdaweekly.ru/news/2019122611587gNcC.html (дата обращения: 1.02.2022).

Слободян, Е. О чём поётся в песне «Хафанана» и что это такое? // Аргументы и Факты. 2016. 29 мая [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/dontknows/eternal/o_ chyom_poyosya_v_pesne_hafanana_i_chto_ eto_takoe (дата обращения: 1.02.2022).

Снегирев, В. Ровно сорок лет назад начался ввод советских войск в Афганистан // Российская газета. 2019. 25 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/12/25/ rovno-sorok-let-nazad-nachalsia-vvodsovetskih-vojsk-v-afganistan.html (дата обращения: 1.02.2022).

Фуко, М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974–1975 учебном году / пер. с франц. А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2005.

Nochlin, L. (1994). The body in pieces: the fragment as a metaphor of modernity. New York: Thames and Hudson.

References

Balabanov, A. Gruz-200. Scenarij [Freight-200. Screenplay]. Retrieved from: https://snegiristudio.ru/pl/fileservice/user/file/download/h/e4 63b6ebe50c84cfb3462bc422865f26.pdf (date of access: 1.02.2022).

Derrida, J. (2006). Specters of Marx (B. Skuratov, Trans.). Moscow: Logos-altera.

Drenda, O. (2018). Duchologia polska. Rzeczy i ludzie w latach transformacji (V. KulaginaYartseva, Trans.) [Polish hauntology. Things and people in the years of transition]. Moscow: Ad Marginem.

Foucault, M. (2005). Les anormaux [Abnormal: Lectures at the Collège de France 1974–1975] (A. Shestakov, Trans). Saint-Petersbourg: Nauka.

Nochlin, L. (1994). The body in pieces: the fragment as a metaphor of modernity. New York: Thames and Hudson.

Pavlyuchik, L. (2007, July 18). Pro urodov i oborotnej [About freaks and werewolves]. Literaturnaya gazeta [Literature Paper], 29. Retrieved from: https://lgz.ru/article/N29-6129---18-07-2007--/Pro-urodov-%0D%0Aioborotn%D0%B5y925/ (date of access: 1.02.2022).

Pro lyudej i urodov. Kruglyi stol IK (2007) [About people and freaks. Roundtable discussion]. Iskusstvo kino [Kinoart], 7. Retrieved from: https://old.kinoart.ru/archive/2007/07/ n7-article3 (date of access: 1.02.2022).

Semiryaga, V. (2019, Decemre 27). My dlya afgancev vsegda ostavalis` chuzhimi [We have always been strangers to the Afghans]. Zvezda [Stern]. Retrieved from: https://zvezdaweekly. ru/news/201912261158-7gNcC.html (date of access: 1.02.2022).

Slobodyan, E. (2016, May 29). O chyom poyotsya v pesne Hafanana i chto eto takoe? [What the song Hafanana is about and what it is about]. Argumenty i Fakty [Arguments and Facts]. Retrieved from: https://aif.ru/ dontknows/eternal/o_chyom_poyosya_v_ pesne_hafanana_i_chto_eto_takoe (date of access: 1.02.2022).

Snegirev, V. (2019, Decembre 25). Rovno sorok let nazad nachalsya vvod sovetskix vojsk v Afganistan [Exactly 40 years ago the Soviet troops started entering Afghanistan]. Rossijskaya gazeta [Russian Paper]. Retrieved from: https:// rg.ru/2019/12/25/rovno-sorok-let-nazadnachalsia-vvod-sovetskih-vojsk-v-afganistan. html (date of access: 1.02.2022).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Анна Михайловна Разогреева


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.