МОДЕРН И АРХАИКА В КОМЕДИИ У. УИЧЕРЛИ «ДЖЕНТЛЬМЕН – УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ»

Андрей Михайлович Бердичевский

Аннотация


В статье исследуется парадокс, имплицированный в поэтике второй по времени пьесы классика драматургии Реставрации У. Уичерли. Его суть – в несовместимом вроде бы сочетании двух типов комедийного действия в рамках одной драматургической структуры. Первый тип принадлежит базовой модели комедии, исторически первой, по мнению Н. Фрая; второй – комедии социальных амплуа, созданной драматургами Реставрации. Несовместимость этих двух типов комедии – следствие идейного антагонизма архаики, которой генетически принадлежит базовая модель, и новорожденного модерна, в рамках которого возникла комедия амплуа. Автор предлагает один из вариантов разрешения этого противоречия, основанный на представлениях У. Уичерли и его единомышленников-либертенов об истинной и мнимой реальности. Однако присутствие в действии конфликта, воплощающего эти представления, неочевидно. Чтобы выявить и подчеркнуть его, автор использует неожиданные, но многочисленные ситуационные и проблематические параллели между комедией Уичерли и драмой Кальдерона «Жизнь есть сон».

Ключевые слова: Уичерли, модерн, архаика, wit, природа, новая философия, либертинаж, комедия Реставрации, социальные амплуа, базовая модель комедии, частный индивид

Для цитирования: Бердичевский, А.М. Модерн и архаика в комедии У. Уичерли «Джентльмен – учитель танцев» // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. № 3. С. 139–171. DOI: 10.18522/2415-8852-2022-3-139-171

 


Полный текст:

PDF

Литература


Bredvold, L. (1966). The literature of the Restoration and the eighteenth century. New York: Collier books.

Dryden, J. (1855). To his sacred majesty. A panegyric on his coronation. In G. Gilfillan (Ed.), The poetical works of John Dryden (Vol.1). New York: D. Appleton and Co.

Frye, N. (2000). The mythos of spring: comedy. In N. Frye, Anatomy of criticism. Princeton: Princeton University Press, 163186. Available from: http://northropfryetheanatomyofcriticism.blogspot.com/2009/02/ contents.html (date of access: 10.05.2022).

Fujimura, T. (1978). The Restoration comedy of wit. Westport: Greenwood Press.

Hobbes, T. (1994). Human nature. Harvard: Thoemmes Press.

Holland, N. (2014). The first modern comedies. Harvard: Harvard University Press.

Righter, A. (1965). William Wycherley. Restoration theatre. New York: Ed. J.R. Brown and B. Harris. Stratford-upon-Avon Studies 6.

Sola Pinto, V. (1965). Restoration court poets. Longmans. Green and Co.

Wedgwood, C.V. (1964). Poetry and politics under the Stuarts. Cambridge: Cambridge University Press.

Wycherley, W. (1840). The gentleman-dancing master. In L. Hunt (Ed.), The dramatic works of Wycherley, Congreve, Vanbrugh and Farqhuar. London: George Routlege and sons, 37–68.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Андрей Михайлович Бердичевский


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.