УТОПИЯ СОВЕРШЕННОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОФИЛОСОФИЯ ХУГО БАЛЛЯ

Елена Алексеевна Жеребина

Аннотация


Философская и поэтическая рефлексия о роли языка в эпоху модернизма характеризуется поиском нового, совершенного языка. Результатом этих поисков становятся напряженная дискуссия о выразительных возможностях поэтического языка и попытки создания новых форм поэзии. Предметом исследования являются теоретические взгляды Хуго Балля, одного из основоположников течения дадаистов, на проблему языка. «Звуковые» стихотворения Балля анализируются как отражение авангардистской концепции отказа от устаревших норм обыденного языка. Они представляют собой абсолютную деконструкцию языка, но ее значение заключается в созвучной своему времени попытке новаторского осмысления поэтического творчества и его рецепции. Размышления Балля о поэтическом языке рассматриваются в контексте романтической философии языка, философии Нового времени, а также в контексте философской мысли начала ХХ в. В основе радикальных литературных экспериментов дадаистов (как и у русских и итальянских футуристов) лежит мысль о непригодности для поэзии существующих конвенциональных естественных языков. Хуго Балль переосмысливает понятие языковой нормы и принципы поэтической коммуникации между творцом новой формации и его слушателем. Сомнение в успешности такой коммуникации приводит Балля к комментированию собственных герметичных текстов при помощи конвенционального языка. Статья формулирует концепцию идеального языка в понимании Хуго Балля. Основными признаками нового поэтического языка у Балля выступают иррациональность, магическая природа и принципиально иное звучание. «Стихотворения без слов» предлагается интерпретировать как метафоры, указывающие на стоящую за ними идею совершенного языка.

Ключевые слова: кризис языка, эпоха модернизма, критика языка, поэтический язык, Хуго Балль, дадаизм, звуковые стихотворения

Для цитирования: Жеребина, Е.А. Утопия совершенного языка: лингвофилософия Хуго Балля. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 133–146. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-1-133-146


Полный текст:

PDF

Литература


Балль, Х. Бегство из времени / пер. с нем. Т.А. Набатниковой. М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2022.

Балль Х. Манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ в. / под ред. Л.Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986. С. 316–317.

Беньямин В. О языке вообще и о языке человека / пер. с нем. И. Болдырева // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения: сборник статей. М.: РГГУ, 2012. С. 7–26.

Гофмансталь, Г. Письмо // Избранное / сост. Ю. Архипов. М.: Искусство, 1995. С. 518–529.

Котелевская, В.В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018.

Новалис. Фрагменты / Пер. А.С. Дмитриева // Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов / под ред. А.С. Дмитриева, Б.И. Колесникова, Н.Н. Новиковой. М.: Высшая школа, 1990. С. 57–73.

Седельник, В.Д. Дадаизм и дадаисты. М.: ИМЛИ РАН, 2010.

Эко, У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / пер. с ит. Анастасии Миролюбовой. СПб.: Александрия, 2007. Ball, H. (1988). Der Künstler und die Zeitkrankheit. Ausgewählte Schriften. Frankfurt: Suhrkamp Verlag.

Ball, H. (1992). Die Flucht aus der Zeit. Zürich: Limmat Verlag.

Bergande, W. (2014). The creative destruction of the total work of art. From Hegel to Wagner and beyond. In C. Ruhl, C. Dähne, & R. Hoekstra (Eds.), The death and life of the total work of art. Berlin: Jovis, 128-146.

Eisenhuber, G. (2006). Manifeste des Dadaismus: Analysen zu Programmatik, Form und Inhalt. Berlin: Weidler.

Fornoff, R. (2004). Die Sehnsucht nach dem Gesamtkunstwerk. Studien zu einer ästhetischen Konzeption der Moderne. Hildesheim, Zürich, New York: Olms.

Geier, М. (1989). Das Sprachspiel der Philosophen. Von Parmenides bis Wittgenstein. Hamburg: Reinbeck.

Glanc, T. (2016). Sie faulen bereits, und der Brand ist entfacht: Die russische Rezeption von DADA. Zürich: Schublade.

Hausmann, R. (1972). Am Anfang war Dada. Steinbach: Anabas.

Huelsenbeck, R. (1920). En avant Dada. Die Geschichte des Dadaismus. Hannover; Leipzig: Paul Steegemann Verlag.

Jandl, E. (1985). Das Öffnen und Schließen des Mundes. Frankfurter Poetik-Vorlesungen. Darmstadt/Neuwied: Luchterhand Verlag.

Kammler, D. (1986). Das sprachliche Be-stimmen der Welt. In E. Teubner (Ed.), Hugso Ball Almanach. Pirmasens: Stadtverwaltung, 221–245.

Kemper, H.-G. (1974). Vom Expressionismus zum Dadaismus. Kronberg/Taunus: Scriptor Verlag.

Klingler, F. (1982). Zu den Lautgedichten von Hugo Ball. In E. Teubner (Ed.), Hugo Ball Almanach. Pirmasens: Stadtverwaltung, 153–212.

Korte, H. (2003). Die Dadaisten. Hamburg: Reinbek.

Menninghaus, W. (1995). Walter Benjamins Theorie der Sprachmagie. Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

References

Ball, H. (1988). Der Künstler und die Zeitkrankheit. Ausgewählte Schriften [The artist and the illness of the time. Selected writings]. Frankfurt: Suhrkamp Verlag.

Ball, H. (1992). Die Flucht aus der Zeit [Flight out of time]. Zürich: Limmat Verlag.

Ball, H. (2022). Die Flucht aus der Zeit [Flight out of time] (Т. Nabatnikova, Trans.). Мoscow: Tsiolkovsky.

Ball, H. (1986). Manifest zum 1. Dada-Abend in Zürich [Manifesto for the 1st Dada evening in Zurich] (V. Veber, Trans.). In L.G. Andreev (Ed.), Nazyvat’ veshchi svoimi imenami: Programmnyye vystupleniya masterov zapadno-evropeyskoy literatury ХХ veka. [To call a spade a spade: Keynote performances by masters of Western European literature of the 20th century.]. Moscow: Progress, 316–317.

Benjamin, W. (2012). Über Sprache überhaupt und über die Sprache des Menschen [On language as such and on the language of man] (I. Boldyrev, Trans.). In W. Benjamin, Ucheniye o podobii. Mediaesteticheskiye proizvedeniya [Learning about similarity. Media aesthetic works]. Moscow: RGGU, 7–26.

Bergande, W. (2014). The creative destruction of the total work of art. From Hegel to Wagner and beyond. In C. Ruhl, C. Dähne, & R. Hoekstra (Eds.), The death and life of the total work of art. Berlin: Jovis, 128-146.

Eco, U. (2007). La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea [The search for the perfect language (the making of Europe)] (A. Mirolubova, Trans.). Sankt-Peterburg: Aleksandriya.

Eisenhuber, G. (2006). Manifeste des Dadaismus: Analysen zu Programmatik, Form und Inhalt [Manifesto of Dadaism: analyzes of program, form and content]. Berlin: Weidler.

Fornoff, R. (2004). Die Sehnsucht nach dem Gesamtkunstwerk. Studien zu einer ästhetischen Konzeption der Moderne [The longing for the total work of art. Studies on an aesthetic conception of modernity]. Hildesheim, Zürich, New York: Olms.

Geier, М. (1989). Das Sprachspiel der Philosophen. Von Parmenides bis Wittgenstein [The language game of the philosophers. From Parmenides to Wittgenstein]. Hamburg: Reinbeck.

Glanc, T. (2016). Sie faulen bereits, und der Brand ist entfacht: Die russische Rezeption von DADA [They are already rotting and the fire has started: The Russian reception of DADA]. Zürich: Schublade.

Hausmann, R. (1972). Am Anfang war Dada [In the beginning was Dada]. Steinbach: Anabas.

Hofmannsthal, H. (1995). Ein Brief [A Letter]. In Yu. Arkhipov (Ed.), Izbrannoe [Selected writings]. Мoscow: Iskusstvo, 518–529.

Huelsenbeck, R. (1920). En avant Dada. Die Geschichte des Dadaismus [En avant Dada. The History of Dadaism]. Hannover; Leipzig: Paul Steegemann Verlag.

Jandl, E. (1985). Das Öffnen und Schließen des Mundes. Frankfurter Poetik-Vorlesungen [The opening and closing of the mouth. Frankfurt poetics lectures]. Darmstadt/Neuwied: Luchterhand Verlag.

Kammler, D. (1986). Das sprachliche Be-stimmen der Welt [Linguistic determination of the world]. In E. Teubner (Ed.), Hugo Ball Almanach. Pirmasens: Stadtverwaltung, 221–245.

Kemper, H.-G. (1974). Vom Expressionismus zum Dadaismus [From Expressionism to Dadaism]. Kronberg/Taunus: Scriptor Verlag.

Klingler, Frank. (1982). Zu den Lautgedichten von Hugo Ball [On the sound poems by Hugo Ball]. In E. Teubner (Ed.), Hugo Ball Almanach. Pirmasens: Stadtverwaltung, 153–212.

Korte, H (2003). Die Dadaisten [The Dadaists]. Hamburg: Reinbek.

Kotelevskaya, V.V. (2018). Tomas Bernhard i modernistskij metaroman [Thomas Bernhard and the modernist metanovel]. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University.

Menninghaus, W. (1995). Walter Benjamins Theorie der Sprachmagie [Walter Benjamin‘s theory of language magic]. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Novalis. (1990). Fragmente [Fragments] (A. Dmitriev, Trans.). In A.S. Dmitriev, B.I. Kolesnikov, & N.N. Novikova (Eds.), Zarubezhnaya literatura XIX veka. Romantizm: hrestomatiya istoriko-literaturnyh materialov [Foreign literature of the 19th century. Romanticism: historical and literary materials]. Мoscow: Vysshaya shkola, 57–73.

Sedel’nik, V.D. (2010). Dadaizm i dadaisty [Dadaism and Dadaists]. Мoscow: The Gorky Institute of World Literature.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Елена Алексеевна Жеребина


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.