СКРЫТЫЕ ПРЕДВЕСТИЯ В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ» А.С. ПУШКИНА

Владимир Иванович Пимонов

Аннотация


Статья посвящена приему скрытого предвестия в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Скрытое предвестие проявляется в ретроспективе, когда в изображенном событии обнаруживается отображение более раннего эпизода, фразы или слова, которые изначально никак не связывались с этим событием. Провиденциальный заряд скрытого предвестия раскрывается в результате мысленного сближения далеко отстоящих друг от друга мест – при возвращении к ранее прочитанному, образно говоря, при обратном чтении от конца к началу, справа налево. Структура скрытого предвестия зиждется на завуалированных параллелях и перекличках между далеко отстоящими друг от друга точками текста. Разобраны примеры скрытого предвестия в «Евгении Онегине», основанные на инверсии прямого и переносного смыслов, на эмблематической подаче темы, на завуалированной фонетической подготовке ключевого слова темы нагнетанием соответствующих звуков. Показано, что 1) упоминание оперы «Фрейшиц», в основе либретто которой лежит соревнование в стрельбе за руку женщины, оказывается завуалированным в иноязычном слове эмблематическим предвестием выстрела Онегина в Ленского; 2) взятие Ленским собственной ладьи («самоубийственный шахматный ход») оказывается скрытым предвестием будущего самоубийственного поступка – вызова им на дуэль Онегина; 3) упоминание хорея в иронической фразе о поверхностном образовании Онегина оказывается скрытым предвестием появления хорея в буквальном смысле – в виде стихотворного размера, которым написана Песня девушек; 4) мотив ножа, выраженный в сне Татьяны реальным предметом – орудием убийства, вновь возникает в финальной сцене романа – в анаграмме, оказываясь скрытым предвестием символической смерти Онегина.

Ключевые слова: Пушкин, Евгений Онегин, предвестие, контекст, событие, перекличка, сюжет, хорей, сон, опера, анаграмма

Для цитирования: Пимонов, В.И. Скрытые предвестия в «Евгении Онегине» Пушкина // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2023. Т. 8. No 2. С. 121–133. DOI: 10.18522/2415-8852-2023-2-121-133


Полный текст:

PDF

Литература


Бродский, Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. М.: Учпедгиз, 1950.

Гершензон, М.О. Сны Пушкина // Пушкин. Сб. 1. М.: Государственное издательство, 1924. С. 77–96.

Гринбаум, О.Н. Пушкинский хорей в ямбическом романе «Евгений Онегин», или «Песня девушек» в гармоническом освещении // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. Вып. 2. С. 27–37.

Давыдов, С.С. Звуковое хозяйство Пушкина // Stanford Slavic Studies. Vol. 35. Russian Literature and the West. A tribute for David M. Bethea. Part 1. 2008. P. 157–176.

Жолковский, А.К. ЕО, 4, XXVI, 13–14: К поэтике концовок онегинской строфы // Звезда, 2022, No 5. С. 259–275.

Жолковский, А.К., Щеглов Ю.К. Ex ungue leonem. Детские рассказы Л. Толстого и поэтика выразительности. М.: Новое литературное обозрение, 2016.

Лотман, Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.: Просвещение, 1983.

Набоков, В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина / пер. с англ. под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 1999.

Матюшенко, А.Г., Панков Ф.И. Сон Онегина (к вопросу о зеркальности композиции романа в стихах А.С. Пушкина) // Слово. Грамматика. Речь. Вып. VII: Сб. научно-методических статей по преподаванию РКИ. Том 7. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 218–222.

Осповат, Л.С. «Влюбленный бес»: Замысел и его трансформация в творчестве Пушкина 1821–1831 гг. // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. 12. Л.: Наука, 1986. С. 175–199.

Пимонов, В.И. Поэтика театральности в творчестве Шекспира. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Флинта, 2020.

Пимонов, В.И. Что сталось с Онегиным. Поэтика финала пушкинского романа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24. No 85. С. 78–83.

Потебня, А.А. Переправа через реку как представление брака // Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 553–565.

Пушкин А.С. Евгений Онегин / Ред. Б.В. Томашевский. Полн. собр. соч. В 16 тт. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1937–1959. Т. 6. 1937.

Сендерович, С.Я. Две смерти Ленского // Фигура сокрытия: Избранные работы. Т.1. М.: Языки славянской культуры, 2012. С. 311–325.

Славутин Е.И, Пимонов В.И. Структура сюжета. М.: Флинта, 2018.

Турбин, В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М.: Издательство МГУ, 1996.

Федорченко, О. Нож в сердце Онегина // Газета «Коммерсантъ С-Петербург». No 40. 06.03.2009. C. 15.

Чумаков, Ю.Н. Сон Татьяны как стихотворная новелла // Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. Сб. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт- Петербурге, 1999. С. 83–105.

Щеглов, Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

Kind, F. (n.d.). Der Freischütz Libretto. Retrieved from: http://opera.stanford.edu/Weber/Freischutz/ libretto.html (date of access: 01.03.23).

References

Brodskij, N.L. (1950). «Evgenij Onegin». Roman A.S. Pushkina [Eugene Onegin. A.S. Pushkin’s novel]. Moscow: Uchpedgiz.

Chumakov, Yu. N. (1999). Son Tat’jany kak stihotvornaja novella [Tatiana’s dream as a poetic novella]. In Yu. N. Chumakov, Stihotvornaja poetika Pushkina [Pushkin’s poetics]. Saint Petersburg: State Pushkin Theater Center, 83–105.

Davydov, S.S. (2008). Zvukovoe hozjajstvo Pushkina [Pushkin ‘s sound house]. Stanford Slavic Studies (Vol. 35). Russian Literature and the West. A Tribute for David M. Bethea, 1.

Fedorchenko, O. (2009, March 6). Nozh v serdce Onegina [A knife in Onegin’s heart]. Kommersant Saint Petersburg, 40, 15.

Gershenzon, M.O. (1924). Sny Pushkina [Pushkin’s dreams]. In Pushkin (Vol. 1). Moscow, 77–96.

Grinbaum, O.N. (2011). Pushkinskij horej v jambicheskom romane «Evgenij Onegin», ili «Pesnja devushek» v garmonicheskom osveshhenii [Pushkin’s chorus in the iambic novel “Eugene Onegin”, or “The Song of Girls” in harmonic lighting]. Vestnik SPbGU [Herald of Saint Petersburg State University]. 9(2), 27–37.

Kind, F. (n.d.). Der Freischütz Libretto. Retrieved from: http://opera.stanford.edu/Weber/Freischutz/libretto.html (date of access: 01.03.23).

Lotman, Yu.M. (1983). Roman A.S. Pushkina «Evgenij Onegin». Kommentarij [A.S. Pushkin’s novel “Eugene Onegin”. Comment]. Leningrad: Prosveshhenie.

Matjushenko, A.G., & Pankov F.I. (2005). Son Onegina (k voprosu o zerkal’nosti kompozicii romana v stihah A.S. Pushkina) [Onegin’s Dream (on the mirroring of the composition of the novel in the poems of A.S. Pushkin)]. Slovo. Grammatika. Rech’ [Word. Grammar. Speech.], 7. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 218–222.

Nabokov, V. (1999). Kommentarii k «Evgeniju Onegina» Aleksandra Pushkina [Comments on “Eugene Onegin” by Alexander Pushkin] (A.N. Nikoljukin, Trans.). Moscow: Intelvak.

Ospovat, L.S. (1986). «Vljublennyj bes»: Zamysel i ego transformacija v tvorchestve Pushkina 1821–1831 gg. [“The Devil in love”: The idea and its transformation in the works of Pushkin 1821-1831]. In Pushkin: issledovanija i materialy [Pushkin: research and materials] (Vol. 12). Leningrad: Nauka, 175–199.

Pimonov, V.I. (2022). Chto stalos’ s Oneginym. Pojetika finala pushkinskogo romana [What happened to Onegin. The poetics of the finale of Pushkin ‘s novel]. Izvestija Samarskogo Nauchnogo Centra Rossijskoj Akademii Nauk. Social’nye, Gumanitarnye, Mediko-Biologicheskie Nauki [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences], 24(85), 78–83.

Pimonov, V.I. (2020). Pojetika teatral’nosti v tvorchestve Shekspira [The poetics of theatricality in Shakespeare’s work] (3rd ed.). Moscow: Flinta.

Potebnja, A.A. (1989). Pereprava cherez reku kak predstavlenie braka [Crossing the river as a representation of marriage]. In A.A. Potebnja, Slovo i mif [Word and myth]. Moscow: Pravda, 553–565.

Pushkin, A.S. (1937). Evgenij Onegin [Eugene Onegin]. In B.V. Tomashevskij (Ed.), Poln. sobr. soch. V 16 tt. [Complete collection of works in 16 vols.] (Vol. 6). Moscow; Leningrad: AN SSSR, 1937–1959.

Senderovich, S.Ya. (2012). Dve smerti Lenskogo [Two deaths of Lensky]. In S.Ya. Senderovich, Figura sokrytija: izbrannye raboty. T.1. [The figure of concealment: selected works] (Vol.1). Moscow: Jazyki slavjanskoj kul’tury, 311–325.

Scheglov, Yu.K. (2012). Proza. Pojezija. Pojetika. Izbrannye raboty [Prose. Poetry. Poetics. Selected works]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Slavutin, E.I, & Pimonov, V.I. (2018|). Struktura sjuzheta [Plot structure]. Moscow: Flinta.

Turbin, V.N. (1996). Pojetika romana A.S. Pushkina «Evgenij Onegin» [The poetics of A.S. Pushkin’s novel “Eugene Onegin”]. Moscow: Lomonosov Moscow State University.

Zholkovskij, A.K., & Scheglov Yu.K. (2016). Ex ungue leonem. Detskie rasskazy L. Tolstogo i pojetika vyrazitel’nosti [Ex ungue leonem. Children’s stories by L. Tolstoy and the poetics of expressiveness]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Zholkovskij, A.K. (2022). EO, 4, XXVI, 13–14: k pojetike koncovok oneginskoj strofy [EO, 4, XXVI, 13-14: towards the poetics of the endings of the Onegin stanza]. Zvezda [Star], 5, 259–275.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Владимир Иванович Пимонов


ISSN 2415-8852
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62683 от 10 августа 2015 г.
Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

УЧРЕДИТЕЛЬ: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00 E-mail: info@sfedu.ru

Адрес редакции: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, к. 8, тел. +7(903) 43-12-321
e-mail: pijournal@sfedu.ru

 


Лицензия Creative Commons
Произведения доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
.